Конкурс «Три века профессиональному Черчению в России!»
Приглашаем участвовать в Конкурсе и получать ценные призы от Русской Промышленной Компании в честь ее 25-летия!
Указ: «...Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сему не выучится»
31 января 1714 года, Петр I
Три века профессиональному Черчению в России
Чертеж в наше время является универсальным средством обмена технической информацией. Это один из немногих языков, понятных в любой части нашей огромной планеты. Мы легко поймем чертеж, который сделал инженер несколько веков назад. Какой путь прошел чертеж за время развития человеческой цивилизации?
Ни для кого не секрет, что первые изображения, которые можно считать прародителями современных чертежей, появились одновременно с зарождением письменности. Сама письменность, например египетская, по сути, является изображениями объектов, предметов, природы, действий.
Давным-давно чертежи возникли и на Руси и применялись преимущественно при строительстве городов, кремлей, храмов, также для инженерных дел: например, изготовления пушек, колоколов. Реализовывались они без единых общепринятых правил гениальными людьми, зачастую архитекторами.
Но зарождение российского искусства инженерного дела, изучаемого как Профессия, которая требовала именно профессионального чертежа, можно связать с реформаторской деятельностью Петра I.
Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразования государственного аппарата. Реформы в сфере образования являлись продолжением процессов, которые проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однако обучение было чаще всего только духовное, школ было крайне мало.
Возникновение строительных чертежей относится к тому времени, когда люди для постройки жилищ и помещений для хранения утвари или зимовки скота на земле в натуральную величину разбивали планы помещений и на них возводили постройки. Делалось это с мощью примитивных приспособлений.
Чертежи выполняли без масштаба, но с размерами, и только в XVIII веке стали применять масштаб. Первоначально изображение в плане (вид сверху) совмещали с изображением фасада здания (вид спереди).
В XVI веке в Москве по приказу Ивана Грозного был создан «Пушкарский приказ», который ведал инженерным и артиллерийским делом. Там были уже чертежники, которых тогда называли «чертещиками». Чертежи выполнялись с помощью чертежных инструментов: линейки (правило) и циркуля (кружало).
В начале XVIII века в период правления Петра I в России бурно развивается кораблестроение, горнорудная промышленность, строятся машины и заводские силовые установки. Все это требовало умелого выполнения чертежей. В связи с этим по указу Петра I вводится преподавание черчения в специальных учебных заведениях.
В первой четверти ХVIII века по указам Петра была создана целая сеть школ начального обучения. Наиболее важными в системе петровского просвещения являлись технические учебные заведения. В Москве уже существовала Пушкарская школа, в 1701 начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее, в 1712 . в Москве открылась Инженерная школа.
В 1708 г. создаются первые в России учебники по черчению: «Приемы циркуля и линейки» и «Практические геометрии». В это время появляются первые чертежи заводских сооружений, где изображения выполнялись в двух видах. Сохранился чертеж 22-весельного шлюпа, выполненный лично Петром I в 1719 г.
Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. Большие достижения характерны для этого времени в практической механике.
Еще одним важным этапом в реформаторской просветительской деятельности Петра I стал Указ об обязательном обучении детей дворянства и духовенства «Цифири и геометрии», изданный 31 января 1714 года, устанавливающий запрет на женитьбу дворянам, не окончившим какую-либо школу. Это стало поворотным моментом в становлении массового изучения черчения.
Таким образом, изучение математики, геометрии и тесно связанного с ними черчения стало не только обязательным, но и в дальнейшем дало начало широкой профессиональной подготовке российских специалистов в области инженерных, архитектурных, навигационных и многих других науках.
И, наконец, в январе 1724 г. Петр утвердил Указом Проект создания Академии наук и художеств.
* По материалам Большой Советской Энциклопедии
Спустя 300 лет, дату 31 января 1714 года мы предлагаем считать официальным началом широкого профессионального обучения черчению в России. И именно к этой дате Русская Промышленная Компания приурочила свой конкурс «Три века профессиональному Черчению в России».
Три века российского черчения определены, исходя из значимости реформаторской деятельности Петра I для развития профессионального черчения в России. И не смотря на то, что правила профессионального черчения, известные нам сегодня, были сформулированы много позже, петровские чертежи вполне понятны современному инженеру XXI века.
После обширной реформы, проведенной Петром I в России, черчение активно развивалось и в результате приобрело свой современный вид с его профессиональными средствами и методами проектирования, который можно было наблюдать вплоть до середины XX века.
Примерно с 1960-х годов начинается Новая Эпоха в Черчении, вызванная появлением цифровых вычислительных машин и технологии их взаимодействия с человеком посредством графических образов. Так рождаются первые средства автоматизированного проектирования – САПР, которые начинают повсеместно применяться для создания 2D-чертежей и даже моделирования сложных пространственных конструкций.
Сегодня мы с Вами живем уже в Третью Эпоху развития Черчения, которая ознаменовалась появлением и распространением 3D-проектирования в практике российских инженеров. Характерной особенностью данной эпохи является качественное изменение методов и подходов к проектированию. В современную жизнь все больше входят понятия информационная модель и сквозная технология проектирования.
В честь такого знаменательного для нашей страны события Русская Промышленная Компания объявляет Конкурс проектов «Три века профессиональному Черчению в России».
К участию приглашаются индивидуальные проектировщики, специалисты, проектные группы.
Условия конкурса:
Участникам конкурса необходимо предоставить проект для участия в любой из перечисленных ниже номинаций. Все участники могут прислать любое количество проектов.
Призеры будут определены в каждой из пяти номинации Конкурса.
Все работы оцениваются, исходя из общих критериев. Дополнительные баллы начисляются по бонусным критериям номинации, в которую подается конкурсная работа.
В состав проекта, для участия в первых четырех номинациях Конкурса, должны входить:
- 3D-модель, выполненная в САПР,
- 3 графических изображения, представляющих проект,
- краткое описание проекта.
Проектом в Номинации «Учение - свет. Образование» считаются обучающие видео-ролики.
Все материалы конкурса на Территории САПР
Номинации:
Номинация 1 «Архитектура»: спроектировать архитектурную модель здания
Номинация 2 «Инфраструктура. Дороги»: спроектировать дороги, магистрали, транспортные узлы и развязки
Номинация 3 «Машиностроение. Транспорт»: транспорт (машины, электромобили, поезда, болиды формулы-1 и т.д)
Номинация 4 «Мультимедиа»: раскрытие темы представления проектов профессиональными средствами (продуктами) для визуализации и анимации, подготовка качественного презентационного материала.
Номинация 5 «Учение - свет. Образование». Номинация по созданию серии обучающих видео-уроков по выбранной САПР (начало работы с ПО, интересные особенности, приемы работы и др.)
Критерии оценки конкурсных проектов.
Общие критерии оценки проектов Номинаций 1-4:
- эффективность использования функциональных возможностей программных продуктов, в которых выполнялось проектирование;
- качество визуализации проекта.
Бонусные баллы оценки проектов по Номинациям 1-4.
- экологическая рациональность проекта;
- соответствие стандартам (СНиП, ГОСТ и т.п.);
- использование материалов, полученных из других программ
- демонстрационный видео-ролик.
- комплексность проекта;
- наличие 3D-модели дороги и прилегающей территории;
- применение современных технологий на стадии инженерных изысканий: GNSS - измерительного оборудования, БПЛА (Беспилотный Летательный Аппарат), любого типа лазерного сканирования;
- демонстрационный видео-ролик /
- четкая структура сборки;
- структурированный вид головной сборки;
- использование специальных инструментов проектирования (мастеров проектирования, поверхностного моделирования, подстановки, параметрических рядов);
- использование пакетов инженерного анализа проектируемого изделия;
- логичное и понятное наименование видовых представлений, подстановок, сборочных зависимостей;
- демонстрационный видео-ролик
- художественное исполнение (образ, сбалансированность деталей, оригинальность форм и цветовых решений);
- фотореалистичность;
- качественное использование переходов, фильтров и эффектов.
Общие критерии оценки проектов в номинации «Учение - свет. Образование»
- оригинальные материалы, не опубликованные ранее;
- видеоролика по решению конкретной задачи при работе с ПО;
- наличие в видео-уроке четкой постановки задачи, описание этапов решения, полученный результат;
- краткое описание в текстовой форме содержания, этапов, результата видео-урока.
- Предоставление файла 3D-модели в одном из перечисленных ниже форматах: *.dwg, *.rvt, *. pln, *.ifc,*.max, *.ipt, *.iam, *.dwf.
Файл необходимо прислать на e-mail: 300let@cad.ru. Размер файла - до 20 Мб.
Если файл имеет больший размер, то выложить его на публичный файлообменник и прислать на этот адрес персональную ссылку на скачивание.
Внимание! 3D-модель требуется только для качественной оценки проектов, она не будет публиковаться в открытом доступе. - Предоставление графических изображений в формате JPG или TIFF на странице конкурса. Оптимальное разрешение файла 300 dpi (размер 2400х3550 пикселей)
- Сопроводительная записка, в которой необходимо описать проект, который Вы присылаете на конкурс. Размещается на странице конкурса в разделе «Территория САПР» под графическими изображениями.
Сопроводительная записка должна содержать:- название проекта,
- краткое описание назначения объектов,
- версия и название программы, в которой был выполнен проект,
- особо значимые моменты, которые Вы хотите выделить в приемах проектирования, использованных вами в работе над проектом,
- осуществлялось ли внедрение проекта, либо публиковались материалы по проекту, представляемому на конкурс,
Данная информация будет учтена при оценке присланных работ.
Участникам конкурса следует выложить описание своего проекта и графические материалы в специальный раздел «Территория САПР»
3D-модели и видеоуроки, необходимо прислать на e-mail: 300let@cad.ru
- Разрешение на использование материалов (скачать шаблон, doc - 69Kb) - на e-mail: 300let@cad.ru
- 3D-модель / видео-курс - на e-mail: 300let@cad.ru
- Графические изображения - в разделе Территория САПР
- Сопроводительная записка - в разделе Территория САПР
Необходимо прислать Согласие на дальнейшее использование материалов конкурса компанией РПК в рекламных целях. Шаблон документа
Документ необходимо распечатать, подписать и в отсканированном виде прислать на e-mail: 300let@cad.ru
Все материалы конкурса на Территории САПР
Подведение итогов:
Работы принимаются до 1 ноября 2014 включительно
Объявление результатов конкурса – 12 декабря 2014. Приурочено к 26-летию Русской Промышленной Компании
Призовой фонд конкурса:
Призовой фонд для победителей Конкурса составляет 350 000 руб.
Призовые места предусмотрены по каждой номинации Конкурса отдельно. Все участники конкурса получат в подарок памятные подарки по тематике конкурса.
Жюри конкурса:
Председатель жюри:
Тютьманов Андрей Владимирович, Генеральный директор, ЗАО «Русская Промышленная Компания»
Сопредседатели жюри:
Голенков Юрий Владиленович, Технический директор, ЗАО «Русская Промышленная Компания»
Данилов Владимир Петрович, Руководитель Департамента технической поддержки, ЗАО «Русская Промышленная Компания»
Председатели Номинаций и Члены жюри:
Номинация «Архитектура»
Председатель: Панёв Александр, Главный архитектор проектов, ООО Архитектурное бюро Сергея Скуратова
Член жюри: Арестакесян Георгий Ларисович, Ведущий инженер архитектурно-строительного направления, ЗАО «Русская Промышленная Компания»
Номинация «Инфраструктура. Дороги»
Председатель: Щит Борис Александрович, канд. техн. наук, доцент кафедры Изысканий и проектирования дорог, Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ)
Член жюри: Орлов Максим Равильевич, Ведущий инженер архитектурно-строительного направления, ЗАО «Русская Промышленная Компания»
Номинация «Машиностроение. Транспорт»
Председатель: Суркова Нина Григорьевна, Заместитель заведующего кафедрой «Инженерная Графика», Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
Член жюри: Панин Сергей Сергеевич, Инженер машиностроительного направления, ЗАО «Русская Промышленная Компания»
Номинация Мультимедиа
Член жюри: Галанов Сергей Михайлович, Специалист по мультимедийным решениям, ЗАО «Русская Промышленная Компания»
Номинация «Учение - свет. Образование»
Председатель: Пархоменко Светлана Валериевна, Заместитель генерального директора, Академия САПР и ГИС
Член жюри: Маслова Ольга Ивановна, Ведущий инженер архитектурно-строительного направления, ЗАО РПК
Член жюри: Муравьев Василий Владимирович, Ведущий инженер машиностроительного направления, ЗАО РПК
Партнеры Конкурса «Три века профессиональному Черчению в России»
Информационные партнеры конкурса:
Остались вопросы по Конкурсу «Три века профессиональному Черчению в России»? Звоните (495)744-0004 или пишите: 300let@cad.ru.
Координатор конкурса со стороны ЗАО РПК - Григорьева Елена
Все материалы конкурса на Территории САПР