IndorCAD/Road
Система IndorCAD/Road позволяет проектировать автомобильные дороги всех категорий на стадии их строительства, реконструкции и ремонта. В основу идеологии системы положены, в первую очередь, расчетные схемы для реконструкции дорог. Новое строительство здесь понимается как частный случай реконструкции, то есть в отсутствии фактора учета элементов существующей дороги.
В системе реализован принцип единой модели дороги, то есть любые изменения в одной из проекций дороги (план, продольный и поперечный профили) приведут к немедленным изменениям в других проекциях. Такой подход позволяет получать непротиворечивые проектные решения, дает возможность одновременно корректировать поперечный и продольный профили и обеспечивает организацию коллективной работы над одним проектом.
Работа в системе IndorCAD/Road начинается с создания цифровой модели местности (ЦММ). ЦММ можно загрузить из текстового файла или получить посредством обработки здесь же, в системе, данных тахеометрической съемки, нивелирной съемки или GPS. Источником ЦММ также могут быть растровые подложки, которые векторизуются инструментальными средствами самой системы. По ЦММ строится поверхность в виде триангуляции Делоне. В системе предусмотрены всевозможные средства редактирования как ЦММ, так и поверхности, ею порожденной.
Поверхность можно визуально анализировать как посредством изолиний, так и градиентов стока и собственно в виде совокупности треугольных плоскостей. Последние, благодаря эффекту "псевдо-3D", за счет направленного источника света позволяют различать на поверхности понижения-повышения, экспозиции склонов и пр.
Фрагмент ЦММ (поверхности) существующей автомобильной дороги
Благодаря широкому применению разнообразных структурных и ситуационных линий и контуров ЦММ/поверхности приобретают привычный вид карты (топоплана).
Следующий шаг в проектировании дорог с помощью системы IndorCAD/Road - трассирование. Проект может содержать множество трасс (основная, вспомогательные, примыкания, пересечения и т.п.). С каждой трассой связана карточка объекта, где могут быть заданы индивидуальные параметры трассирования. В системе реализованы как традиционные схемы трассирования дорог посредством тангенциального хода с вписыванием закруглений типа <клотоида - круговая кривая - клотоида>, так и схемы на основе кубических сплайнов и кривых Безье 3-го, 5-го порядков. Последние позволяют осуществлять пространственное трассирование дорог, что особенно эффективно при проектировании транспортных развязок в разных уровнях.
По каждой запроектированной трассе автоматически строится продольный профиль. Проектирование проектной линии продольного профиля осуществляется или традиционным тангенциальным методом или с помощью сглаживающих сплайнов. Оптимизация проектной линии посредством сглаживающих сплайнов чрезвычайно эффективна при реконструкции и ремонте автомобильных дорог, когда в узкой полосе варьирования удается найти наиболее плавные очертания проектной линии и, в тоже время, обеспечить прохождение проектной линии через контрольные точки. Геологические разрезы формируются на продольном профиле, если на плане нанесены скважины и заполнены карточки выработки, литологии и уровней грунтовых вод.
Продольный профиль в системе IndorCAD/Road
Продольные профили строятся не только по трассам, но и по любой структурной линии. Таким образом, в частности, решается вопрос обеспечения продольного водоотвода.
Следующей проектной процедурой в системе IndorCAD/Road является формирование верха земляного полотна (ВЗП). Горизонтальная планировка ВЗП заключается в том, что таблично-графическими процедурами задаются параметры проезжей части, обочин, разделительных полос, бордюров, переходно-скоростных полос, карманов автобусных остановок. Эти элементы меняют свои параметры по длине дороги, что учтено в диалоге их формирования. Вертикальная планировка ВЗП состоит из расчета отгонов виражей и собственно виражей. При этом возможно осуществлять отгоны виражей не только на интервале переходной кривой в плане, но и на любом произвольном интервале. Это актуально при проектировании ремонтов и реконструкций, а также при использовании переходных кривых трассы в плане, отличных от клотоид (сплайны, кривые Безье).
Процедура формирования конструкций дорожных одежд, поперечных профилей земляного полотна и продольного водоотвода сведена в системе IndorCAD/Road в единый раздел <поперечный профиль>.
Поперечный профиль в системе IndorCAD/Road
Благодаря именованным структурным линиям, можно задавать конструкцию дорожной одежды как существующую, так и проектируемую (ремонт, реконструкция). В качестве элементов дорожной одежды могут устанавливаться прикромочные лотки, бордюры, конструкции уширений и др. Полезным инструментом проектирования поперечных профилей, существенно повышающим производительность труда проектировщика, являются библиотеки типовых решений, которые формируются из ранее созданных элементов. В разделе поперечных профилей также отрабатываются полосы временного и постоянного отвода земель, интерполированной земли, срезки растительного слоя. Если визуализировать продольный профиль по структурной линии дна кювета, то изменениями положения проектной линии этого профиля мы добиваемся отвода воды из кювета. Все происходящие изменения в продольном профиле кювета в реальном времени отображаются на соответствующих поперечных профилях.
Глубоко проработан в системе IndorCAD/Road вопрос 3D-представления объекта проектирования. Это стало возможно благодаря тому, что реализован принцип единой модели дороги (проекта), то есть любые изменения в одной из проекций дороги (план, продольный и поперечный профили) приведут к немедленным изменениям в других проекциях. Такой подход позволяет получать непротиворечивые проектные решения, дает возможность одновременно корректировать план, продольный и поперечные профили и получать в реальном времени трехмерное представление проектируемого объекта.
3D-вид проектируемой развязки с элементами инженерного обустройства
Проектирование инженерного обустройства (дорожные знаки, разметка, ограждения, освещение, озеленение) осуществляется в разделе <план>, но вместе с условными обозначениями элементов обустройства на плане формируются их 3D-аналоги на перспективных изображениях.
В системе IndorCAD/Road можно задать траекторию проезда (пролета) по проектируемому объекту и записать проезд в файл формата AVI и в последующем осуществлять его передачу для просмотра без системы проектирования. Кроме того, в системе имеется возможность произвольного проезда по проектируемой дороге с помощью управления стандартным игровым тренажером типа <руль с педалями>. Это создает практически полную имитацию движения по проектируемой (виртуальной) дороге, на которой к тому же может случайным образом генерироваться транспортный поток. Такой подход способствует выработки скорректированных проектных решений, повышающих удобство и безопасность движения.
Поскольку система реализована в идеологии Windows, то проектировщик может одновременно работать со всеми проекциями проекта. К тому же OC Windows позволяет подключать два и более мониторов к одному систему блоку, что дает возможность работать инженеру-проектировщику не только с проекциями модели проектируемого объекта, но и одновременно на смежных мониторах с таблицами, чертежами и текстами.
Система IndorCAD/Road в многооконном режиме работы
К настоящему времени система IndorCAD/Road прошла широкую апробацию при проектировании объектов различной сложности. Так, например, проектирование реконструкции под 1-ю категорию участков федеральной дороги М-52 <Чуйский тракт> в Алтайском крае выявило необходимость повысить производительность работы алгоритмов по обработке ЦММ, поскольку одновременно обрабатывалось свыше 30 000 точек (пикетов). Благодаря оптимизации некоторых процедур производительность обработки ЦММ увеличилась в десятки раз и <торможение> не возникало даже на компьютерах средней мощности. Разбиение этой же трассы протяженностью 19 км на поперечники с шагом 10 м также не вызвала затруднений. Сейчас система IndorCAD/Road позволяет работать с реальными проектами, содержащими сотни тысяч точек (пикетов).
Проектирование дорог в горной местности (Краснодарский край) выявило преимущество и гибкость трассирование посредством сплайнов и кривых Безье перед традиционными методами трассирования.
Проектирование городской магистрали в г. Томске
Проектирование городских улиц и дорог в г. Томске показало, что система IndorCAD/Road обладает практически всеми необходимыми инструментами для проектирования генеральных планов и сложных транспортных объектов.
Программа имеет Сертификат соответствия Госстандарта России
Характеристики
Разработчик | ООО «ИндорСофт. Инженерные сети и дороги» |