Демократизаторы проектирования
Часть 1
Сегодня многие ИТ-производители заявляют о своем интересе к предприятиям малого и среднего бизнеса, отмечая объем и перспективность этого бизнеса, но и не забывая про его особенности, однако лишь немногие отчитываются о реальных успехах на этом поприще. Выступление Карла Басса, президента и генерального директора компании Autodesk, на форуме World Press Days 2008 яркий тому пример. Инсталляционная база компании достигла 9 млн клиентов, все предприятия из списка Fortune 100 так или иначе применяют у себя решения от Autodesk. Рост оборота компании за последние пять лет составлял 20% в год, и сегодня ее доход равен 2 млрд долл. при наличии 800 млн долл. свободных средств.
Как компании удалось достичь таких успехов, обойдя по главному показателю — доходу — других именитых игроков рынка САПР?
В Autodesk уловили основные тенденции развития современного общества: резкое увеличение объема производимого и потребляемого компаниями и организациями контента, его активный перевод в цифровую форму и высокий динамизм; глобализация, вынуждающая компании постоянно менять бизнес-модели в условиях антагонистических ограничений в виде стандартизации и одновременно индивидуального подхода к каждому клиенту; инфраструктурный бум в развивающихся странах; глобальные климатические изменения, обострившие проблемы экологии и нормальной жизнедеятельности людей.
Все это вызвало всплеск интереса к доступным массовым инструментам, позволяющим интегрально и быстро разрабатывать и продвигать на рынок новые изделия, проектировать архитектурные сооружения, компоновать производственные помещения, автоматизировать работу коммунальных служб. Иначе говоря, в условиях демократизации бизнеса требуются простые, но мощные средства материализации идей. Взяв на вооружение тезис о том, что дизайн — это верный способ быстро довести изделие от замысла до реализации, в Autodesk, похоже, не промахнулись. Согласно подходу концептуального дизайна отправной точкой моделирования процесса разработки должен быть дизайн, но не функционал, а постановка задачи должна звучать на языке бизнеса. В конце концов, основные идеи являются плодами креативного процесса и рождаются вне компьютера, от которого требуется лишь точно задокументировать описание идеи — построить цифровую модель. В таком подходе нет ничего нового, однако технологии меняются быстрее, чем мышление, и, хотя о цифровой модели было известно еще 25 лет назад, только в наши дни она становится достоянием масс.
Сегодня, кроме флагмана — системы AutoCAD, в линейке продуктов компании имеются: Inventor — средство трехмерного проектирования; Revit — система информационного моделирования зданий; 3ds Max Design — инструмент трехмерного моделирования, анимации, визуализации проектов создания фильмов, телепрограмм и презентаций; Maya — интегрированное решение для трехмерного моделирования, анимации и визуализации, предназначенное для кино- и телеиндустрии, создания игр и профессиональных визуальных образов.
Акцент на дизайн позволил Autodesk заполучить в ряды своих клиентов крупный бизнес. Питер Хорбур, исполнительный директор подразделения дизайна компании Ford Motor, рассказал о том, что средства Maya и AlliasStudio позволяют организовать коллективное взаимодействие дизайнеров, работающих над новой моделью автомобиля, исключая из технологического процесса не только изготовление его физических прототипов, но даже моделей из дерева, пластика или глины. Сегодня можно отработать форму и цвет нового автомобиля, смоделировать разные условия освещенности при размещении в салонах дилеров, даже создать картинку фотореалистичного качества для публикации на обложках автомобильных журналов.
Все это позволяет оценить размер спроса и начать формирование рынка, фактически запустив маркетинговую программу раскрутки модели еще до ее появления «в металле». Сегодня от эскизного проектирования до показа готовой модели проходит не более четырех месяцев.
Лайрд Ландис, старший технолог General Motors и руководитель подразделения виртуального дизайна, отвечающий за проектирование производственных помещений компании по всему миру, обратил внимание участников форума на то, что благодаря так называемому «информационному моделированию зданий» (Building Information Modeling, BIM) завод по производству комплектующих в городе Флинт (шт. Мичиган) был спроектирован и построен за девять месяцев, причем удалось сэкономить 15% обычной сметы постройки таких объектов и на 25% ускорить строительство. Согласно подходу BIM, у разработчиков имеется концептуальная модель здания, включающая всю его инфраструктуру и описания окружающего ландшафта, что позволяет, например, при изменении площади застройки или перемещении стен автоматически пересчитывать схемы прокладки всех коммуникаций и модифицировать поэтажные планы.
В компании Parsons Brinckerhoff, специализирующейся на выполнении инфраструктурных проектов (искусственные острова в Объединенных Арабских Эмиратах, проект реконструкции моста Bay Bridge в Сан-Франциско с целью повышения его сейсмостойкости), для их осуществления средствами Autodesk разрабатывают подробный план строительства по дням). Из доклада представителя компании следовало, что экономия времени и материальных ресурсов при строительстве, проектировании и сопровождении изделия была получена за счет интеграции данных и средств управления проектом на протяжении всего его жизненного цикла — именно того, что сегодня называют Product Lifecycle Management (PLM).
Однако Басс отметил: «Мы говорим о демократизации дизайна, что особенно актуально сегодня, когда до 90% стоимости изделия или проекта составляют затраты на консалтинг и лишь 10% — на программное обеспечение». Действительно, глобализация и коммодитизация открывают новые возможности привлечения к проектам широких масс разработчиков разной квалификации, уровня образования и принадлежащих разным культурам, что позволяет генерировать новые идеи буквально из ничего, как это происходит сегодня в сообществе Open Source. Однако для этого требуется соответствующий инструментарий поддержки процесса обмена идеями и описаниями изделий.
Вообще говоря, тема PLM не раз поднималась на форуме, хотя, например, аналитики CIMdata не включают Autodesk в список основных поставщиков PLM-решений. Согласно наблюдениям Autodesk, до 70% пользователей САПР до сих пор при выполнении проектов работают на уровне каталогов с файлами чертежей и спецификаций, и отсюда делается вывод, что массовый рынок, на котором работает компания, еще не дозрел до PLM. По мнению Басса, сначала надо сделать повсеместным применение цифрового прототипа, а затем масштабировать решение по управлению данными до уровня корпорации. Пока же на рынке PLM происходит консолидация — из десяти компаний, действовавших в 2005 году, по состоянию на 2007-й осталось только шесть: Dassault Systemes приобрела MatrixOne, группа Siemens Automation Drives купила UGS, Oracle поглотила Agile Software, а PTC приобрела CoCreate. В группу лидеров PLM аналитики Gartner включают сегодня Siemens PLM Software, PTC и Dassault, оставляя за Autodesk и SAP пограничное положение между соискателями и лидерами.
В состав решения Autodesk PLM входят следующие системы создания и управления цифровыми данными об изделии: Vault — управление файлами проекта, Productstream — управление версиями, изменениями и спецификациями, Streamline — централизованная среда для управления проектами и, конечно, Autodesk Inventor. Для укрепления своих позиций на динамичном рынке PLM компания делает ставку на понятную функциональность своих средств проектирования и продуктов управления данными, а также привлекательную цену, выгодно отличающуюся от предложений других игроков, что важно для пользователей AutoCAD и Inventor, «дозревших» до PLM-проектов. Именно эти факторы, по мнению аналитиков Gartner, являются сильной стороной Autodesk — постепенно растет пользовательская база Autodesk PLM из среды малого и среднего бизнеса (56 тыс. пользователей Vault; 155 тыс. в той или иной степени используют продукты управления данными, в сферу которых уже вовлечено 834 млн документов). От них не отстают и подразделения крупных компаний, привлеченные доступной ценой предложений Autodesk. Вместе с тем аналитики отмечают необходимость доработки продуктов Autodesk PLM для достижения ими нужного уровня качества, обращая внимание на образовавшийся замкнутый круг — для доработки PLM-решений нужны крупные клиенты с адекватными задачами, однако они не спешат работать с этими продуктами ввиду их относительной новизны.
Важнейшие элементы успешной стратегии Autodesk — сквозной комплексный подход и свобода выбора. Для многих прикладных областей, начиная от индустрии развлечений и кончая проектированием сборок сложных конструкций, у компании имеется интегральное предложение на базе единой платформы: проектирование, конструирование, управление данными, расчет и анализ, электрический и механический дизайн, анализ и обработка картографической информации для принятия управленческих решений и т. п. Примеров эффективности такого комплексного подхода можно привести множество: проектирование здания по заданным параметрам с учетом окружающего ландшафта и требований экологического дизайна; система эксплуатации коммерческой недвижимости в соответствии с отечественными нормативами и с учетом оборудования помещений, включая мебель, системы коммуникации и т. п.; принятие управленческих решений поставщиком услуг связи в зависимости от зоны покрытия, плотности населения и др. При этом пользователи любой категории могут работать с максимальным комфортом для себя, например, архитектор-творец обычно индивидуален и предпочитает работать в одиночку, однако результаты его труда надо максимально быстро и точно донести до проектировщиков и строителей. Группа физически распределенных по всему миру конструкторов совместно разрабатывают узел автомобиля, параллельно передавая по мере готовности свои модели на согласование заказчику, дизайнерам, строителям, архитекторам, расчетчикам и т. п.
Говоря о ближайших планах, Басс отметил задачу за два-три года завершить интеграцию продуктового портфеля, а дальнейшую стратегию приобретений определил так: «Мы будем покупать только инновации, а их носителями являются небольшие коллективы».
Распределение оборота компании по регионам сегодня выглядит следующим образом: 38% — США, 23% — Азия и 39% — EMEA. Судя по форуму, именно два последних региона будут в центре внимания Autodesk, это подтверждает, например, популярность, которой начинают пользоваться продукты компании у крупных китайских автопроизводителей.
Сегодня многие сегменты ИТ-рынка, особенно ориентированные на массового потребителя, ассоциируются с очень небольшим числом, а то и с одним производителем. Это характерно и для рынка систем автоматизации среднего и младшего уровня, который очень у многих пользователей отождествляется с Autodesk, благодаря пакету AutoCAD, установленному на рабочих местах большинства конструкторов, проектировщиков и дизайнеров. Однако в условиях демократизации бизнеса, похоже, пришло время пересмотра стереотипов, и Autodesk следует теперь рассматривать как поставщика интегральных решений для претворения в жизнь любой дизайнерской идеи из любой прикладной области.
Дмитрий Волков, "Демократизаторы проектирования", Computerworld Россия, № 10, 2008
Опубликовано с разрешения Издательства "Открытые системы"
- Комментарии