Я здесь беру и даю одновременно. 1 часть.
Интервью Robert (Buzz) Kross, старшего вице-президента Autodesk, на конгрессе COFES 2008
Интервью Robert (Buzz) Kross, старшего вице-президента Autodesk,на конгрессе COFES 2008
Александра Суханова (Observer)
COFES (Congress On the Future of Engineering Software) представляет собой некоммерческое мероприятие и проводится в 8-й раз. На конгрессе собираются (исключительно по приглашению устроителей) именитые аналитики, журналисты, разработчики, представители университетов и в непринужденной обстановке интеллектуального пленэра высказывают свое видение проблем, обсуждают дальнейшие перспективы и пути развития технического софта. Нынешней весной Observer впервые принял участие в этом престижном мероприятии. Четыре дня в курортном местечке Скоттсдейл, привольно расположившемся в аризонской пустыне Соединенных Штатов, особая атмосфера, царящая на конгрессе, элитный состав его участников – всё это оставляет в душе неизгладимые впечатления. Вот в этой приятной творческой обстановке (и, одновременно, при чрезвычайно плотном графике) и состоялась беседа с Buzz Kross – старшим вице-президентом и одним из главных интеллектуалов компании Autodesk. Нельзя не отметить того уважения, которым пользуется г-н Kross на COFES, где сами по себе чины и звания ни на кого впечатления не производят.
– Здесь, на COFES, развитие и фундаментальные черты будущего технического софта обсуждаются в контексте и рассматриваются через призму концепции ресурсосбережения (sustainability), охватывающую и вопросы экологически рационального проектирования (sustainable design)... Однако Россия, например, так богата природными ресурсами, что эта тема вряд ли обладает наивысшим приоритетом у руководства страны, да и у общества в целом. А как обстоит дело у вас в США? В чём, г-н Kross, может заключаться выигрыш для таких стран, как США и Россия?
– Концепция ресурсосбережения, на мой взгляд, подразумевает нечто гораздо большее, нежели просто рациональное использование ресурсов или их экономию. Суть её в том, чтобы сделать мир, в котором мы живем, дружественным к нам. Мы вкладываем в это понятие такие категории, как, например, безвредность – насколько химически токсичные препараты используются при создании изделия. Важно знать, в какой степени компоненты изделия пригодны для переработки после завершения эксплуатации. Всё это имеет самое непосредственное отношение к проблеме загрязнения окружающей среды. Те, кто были в Китае, наверняка обратили внимание на то, как сильно загрязнены многие китайские города. Хоть и там уже начинают применяться ресурсосберегающие технологии.
При наличии и реализации большего числа отдельных “лучших практик” в разных направлениях, процесс загрязнения среды можно было бы затормозить. Будет и финансовый выигрыш, поскольку сегодня потребители массовых товаров ищут на прилавках и отдают предпочтения продуктам, подлежащим переработке и созданным с применением ресурсосберегающих технологий. С долей иронии можно сказать, что месседж о ресурсосбережении и использовании экологически рационального проектирования помогает продавцам рекламировать и продавать свои изделия. Всё это будет набирать обороты, и актуальность такого подхода будет увеличиваться для всё большего числа стран в мире – в том числе и для России, которая активно занимается экспортом своих товаров.
Два инкогнито и CADCAMNet на втором плане
– Не кажется ли вам, что порой, решая задачу оптимизации траектории обработки детали или расписания движения поездов, создавая систему управления энергоснабжением завода или города, и даже фотографируя Землю из космоса для разных целей или вводя в компьютер межконтинентальной баллистической ракеты целеуказание для разделяющихся частей боеголовки, мы одновременно решаем множество рационально-экологических задач? Насколько далеко мы готовы пойти в поисках рационально-экологического? Как правильно найти водораздел между рационально-экологическим и иррационально-экологическим? В каких случаях физического смысла задачи недостаточно для установления водораздела, и следует поступать, сообразуясь с моралью?
– Вы правы в том, что здесь нет четкой грани. Многие великие начинания и дела, многие решения имеющихся проблем одновременно бывают очень конкретны, я бы сказал – предметны. Большая часть инженерных проектов и принимаемые в этой связи решения выбираются из числа тех, что способны обеспечить баланс “между стоимостью и внешним видом”. Вы постоянно находитесь в состоянии некоего торга, заняты поисками компромисса между этими двумя факторами. Кроме того, многое зависит от того, как вы позиционируете свои товары. Если вы производите телевизоры и рекламируете их как наиболее “зеленые” или дружественные природе, то и в процессе их создания вы будете стараться следовать концепции экологически рационального проектирования; сократить расходы при этом у вас вряд ли получится. Однако уже есть ряд компаний, которые уже в своем профайле прописали, что являются сторонниками ресурсосбережения и активно создают себе репутацию “зеленой” компании. И Autodesk сделала это! Мы решили, что будем тратить дополнительные средства для того, чтобы стать более “зелеными”. Мы очень осторожно и обдуманно подходим к этому вопросу. Наши старания в этом направлении носят долгосрочный, а не краткосрочный характер. Идея эта достаточно сложная, однако люди действуют в данном направлении каждый день.
К слову, концепция цифрового прототипа может стать ключом к экологически рациональному проектированию для производственных компаний, поскольку проблема заключается в том, что люди не знают, что рационально, а что нет. Давайте вспомним пример, который приводил мой босс Carl Bass на парижском медиа-саммите. Вопрос, который американцы слышат ежедневно, делая покупки в продовольственном магазине, таков: в какой пакет вы желаете сложить продукты, в бумажный или полиэтиленовый (paper or plastic?). Но правильного ответа на этот вопрос нет, поскольку оба пакета одноразовые. Чтобы меньше вредить природе, предпочтительнее использовать многоразовые ёмкости. (Зачастую новое – это подзабытое старое. В советское время благородные отцы нынешних сотрудников редакции постоянно носили в заднем кармане брюк очень даже многоразовые сетки, как правило, ядовитого коричневого, фиолетового или зеленого цвета. – Прим. ред.).
Именно цифровой прототип позволяет пользователю протестировать, просимулировать его идею до начала производства, поскольку заранее очень сложно понять, какой материал лучше применять – алюминий, сталь или пластик, ибо физические свойства у них разные… Для того, чтобы сделать правильный выбор, инженеру необходимо понять общую концепцию изделия и функцию, которую оно должно выполнять. Мне кажется, мы стоим только в самом начале этого пути…
– А каковы критерии, единицы измерения рациональности и экологичности изделия? Существуют ли нормы для сопоставления вариантов и вынесения заключения-вердикта, особенно в практической юридической сфере? Или здесь возможны только качественные оценки с эмоциональной окраской типа: не плохо, но и недостаточно хорошо? Кто, вообще говоря, является судьей в таких делах?
– Здесь имеет место и то, и другое. Мерой экологичности идеи или проекта какого-либо продукта могут служить, например, показатели токсичности материалов, используемых при его создании; данные о том, подлежат ли эти вещества и сам продукт переработке и в какой степени и т.д.
Есть и более конкретные критерии экологичности. Например, содержание углерода (carbon footprint – углеродный след; этот термин получил широкое распространение в США. – Прим. ред.), которое можно измерить. Понятно, что само по себе это мало что дает. Эффективность данного показателя обнаруживается при сравнении различных идей, двух разных проектов – насколько один экологичнее другого. Кроме этого, для оценки экологичности изделия в последнее время стали применять данные том, сколько же воды потребуется использовать для создания чего-либо. Однако в настоящий момент содержание углерода я считаю наиболее оптимальным критерием. Именно поэтому, в качестве первого шага мы включили в Inventor 2009 “счётчик” углерода. Ещё раз повторю, что он будет полезен, если только вы “взвешиваете” две различных идеи (дизайна) продукта.
– Получается, что практически всё законодательство, регулирующее деятельность человека, должно быть пронизано экологически рациональным духом…
– Я с вами абсолютно согласен. Когда мы в Autodesk полтора года назад впервые заговорили об экологичности, мы очень быстро пришли к общему мнению, что в первую очередь нам самим следует стать ответственными и для начала сделать “зеленой” свою компанию. Мы не сможем обойтись просто тем, что будем разрабатывать программные решения, помогающие нашим клиентам создавать хорошие экологичные продукты. Мы стали практиковать этот подход у себя и уже реализовали в рамках нашей компании массу перемен в“зеленую сторону”.
На всё том же первом нашем собрании кто-то подметил, что на столе стояло 18 бутылок с водой, однако ни одна из них нам не была нужна... То есть, довольно быстро приходит понимание необходимости менять что-то в себе. Для этого мы приняли на работу на полный день эксперта по sustainability, которая дает нам советы о том, как наши решения могут помочь нашим пользователям быть sustainable, как сделать наши помещения, наше существование в них и работу рационально-экологичными. Мы следим за тем, кто в нашей компании является источником наибольшего количества углерода. Замечу, что и мусорные ящики стали заметно чище, поскольку мы перестали использовать упаковку и прочее.
К слову сказать, в нашей работе не обойтись без авиаперелетов. И я был удивлен, узнав, что проблема затрачиваемой энергии и выбросов в атмосферу от самолетов еще более актуальна, нежели выхлопы автомобилей на дорогах. Мы стали лучше отслеживать и калькулировать наши перелеты, поскольку если прикладывать к чему-то систему измерений, вы начнете принимать умные решения.
В портлендском офисе Autodesk, в котором я работаю, везде используются продукты, подлежащие переработке, даже вода! Даже мусорники у нас четырех видов – под разные отходы: пластмасса, бумага, металл и мусор. Мне кажется, что нашим сотрудникам это по душе, поскольку они понимают, что мы стараемся поступать правильно. То есть, мы сами пытаемся реализовать то, о чём говорим. Стоит отметить, что мы перерабатываем гораздо больше, чем выбрасываем. У меня дома есть два места для отходов одно из них – огромная корзина для перерабатываемых отходов, второе – ёмкость для вывоза. Объем последней составляет лишь 30% от объема первой… Таким отношением мы не только заставляем наших сотрудников гордиться местом своей работы, но и повышаем их самосознание.
– Нет ли противоречия или парадокса в том, что в погоне за приданием нашему изделию рационально-экологического дизайна, мы можем израсходовать еще больше ресурсов и нанести больший вред окружающей среде в процессе производства этого изделия?
– Действительно, противоречия имеют место быть. Даже наше путешествие в Аризону, цель которого поговорить о ресурсосбережении, нанесло вред окружающей среде – перелеты, кондиционеры и прочее. Однако я убежден в том, что в развитых странах, таких как США и России, производя продукт, люди всё-таки будут задумываться о затрачиваемых ресурсах и выбирать для себя – делать что-то, нанося вред природе, либо использовать экологически рациональный подход. Никто не говорит, что мы должны вернуться назад к природе и жить на деревьях. Мы должны и будем жить в современном обществе, но нанося меньше вреда планете. Пока мы находимся лишь на первой ступени, но если над этим работать систематически, то ситуацию можно улучшить. Конфликт есть, но ведь многие великие идеи начинались с конфликта. И я с пониманием отношусь к тому, что в развивающихся странах вопросам ресурсосбережения пока будет уделяться мало внимания.
– Правильно ли мы понимаем, что цифровой прототип – средство для виртуальных, а не физических испытаний будущих изделий – предназначен для выявления способностей изделия быть не только функциональным, но рациональным и экологичным?
– Да, это один из аспектов концепции цифрового прототипа. Главная идея этой теории заключается в том, чтобы всячески опробовать и испытать конструкцию и дизайн изделия еще до его производства. Это позволит максимально отказаться от создания тестовых физических прототипов, что уже хорошо для окружающей среды. То есть, мы хотим помочь создателям изделий в переходе от цифрового прототипа сразу к конечному изделию. Концепция гласит, что “вы можете понять ваш дизайн во всех его аспектах”: как изделие выглядит, насколько подходит, удобно ли и функционально ли оно, в чём его проблемы, сколько оно стоит, весит и т.п. Традиционный подход к инжинирингу изделий не дает таких возможностей. Экологически рациональный подход к конструированию может быть одним из аспектов концепции, который пользователи вскоре захотят открыть для себя.
– Поскольку Autodesk – “король” массовых поставок программного обеспечения, то пропаганде идеи цифрового прототипа, по-видимому, будет уделяться повышенное внимание. На начальном этапе действительно необходимо подробно и убедительно объяснять людям смысл и значение цифрового прототипа. Что конкретно будет предприниматься для этого?
– Есть пара вещей, которые нам необходимо для этого сделать. Частью нашей общей стратегии является создание недорогостоящих решений, легких в установке и применении. Критерий доступности для массового пользователя лежит в основе нашего бизнеса. Сегодня мы уже можем предложить практически полный портфель решений – от промышленного дизайна до подготовки производства. Мы приложили массу усилий, чтобы процесс передачи данных в рамках нашего портфеля решений был максимально гладким. В связи с выходом нового, 2009-го релиза нашей продуктной линейки, я могу констатировать это как свершившийся факт. Мы предлагаем безупречный workflow – данные передаются из Alias в Inventor, и наоборот. Вторая задача – это развитие решений в области симуляции и расчётов. Существующие функциональные возможности достаточно просты, тривиальны. Но Autodesk работает в этом направлении, и уже сделала несколько приобретений. Полученные технологии позволят нам предложить продвинутые средства для симуляции, и мы активно работаем над этим. В середине лета кое-что из этого уже будет доступно на Autodesk Labs ( http://labs.autodesk.com)
– Не окажется ли так, что люди будут воспринимать вашу идеологическую обработку рынка сугубо как маркетинговый прием для продажи своих решений? Или в этом нет ничего зазорного?
– Мы всегда старались представить это как наше видение, говоря нашим клиентам о том, что в направлении именно этой методологии конструирования, на наш взгляд, нам всем необходимо двигаться, и что именно сюда мы собираемся инвестировать средства из фонда на Research & Development. Возьмите нашу маркетинговую кампанию для цифрового прототипа. Она в большей степени фокусирует внимание общественности на наших клиентах, а не на нас. наши клиенты рассказывают о своем успехе, а не мы. И на Autodesk World Press Day, опять же, преимущественно выступали наши заказчики. Поэтому мы взяли на вооружение подход, базирующийся на статистическом анализе того, что и как делают лучшие в мире компании, как происходит процесс повторного использования данных. Эту идею мы пытаемся оформить и представить для массового пользователя.
– Успехи Autodesk в 2007 году – просто феноменальные, в том числе, и у возглавляемого Вами подразделения Autodesk Manufacturing Solutions Division (MSD). Согласно отчётным данным, общий доход MSD составил 418 млн. долл. Не могли бы Вы раскрыть структуру этого дохода: сколько приходится на продажи новых лицензий, сколько на апгрейд, сколько на maintenance, сколько составляют доходы от других услуг?
– Я согласен лишь слегка приоткрыть для вас структуру нашего дохода, но не более… Итак, в прошлом году мое подразделение MSD развивало три продуктных линейки. Во-первых, линейку CAD-продуктов: Inventor, AutoCAD Electrical и AutoCAD Mechanical. Во-вторых, продукты Alias для промышленного дизайна; в-третьих – решения для управления данными (Data Management – DM). На долю CAD-решений приходится большая часть доходов нашего подразделения. Inventor является лидером продаж в сравнении с другими нашими CAD-продуктами, и рост его продаж значительно повлиял на показатели нашего подразделения. Примерно 52% нашего дохода дают продажи новых лицензий Inventor. В доходах подразделения на Inventor приходится более 250 млн. долларов, на Electrical и AutoCAD Mechanical – более 100 млн. долларов; доля оставшихся Alias и DM в общем доходе сравнительно мала. Однако должен отметить, продажи Alias в 2007 году выросли на 33%, что является очень хорошим показателем. В целом, рост MSD составил почти 26%. Мы считаем эти показатели отличными, в сравнении с нами ближайшие конкуренты сильно проигрывают (Если речь идет о компании SolidWorks, то рост её доходов в 2007 году составил 18.7%. – Прим. ред.)
– Как Вы объясняете такой стремительный рост доходов MSD? За счет чего они росли в первую очередь, за счет чего – во вторую?
– Я думаю, что на рост доходов, в первую очередь, повлияло качество наших продуктов. Может быть такой ответ покажется кому-то смешным, но в течение прошедших семи лет мы старательно трудились над тем, чтобы Inventor и AutoCAD Mechanical стали стабильными и успешными продуктами, чтобы повысилась их производительность, качество и т.д. В результате, сегодня я вижу базу пользователей, довольных нашими решениями, покупающих всё большее количество мест, становящихся еще более производительными и радующихся тому, что они стали нашими клиентами. Это, наверное, самое главное для нас! Я говорю это потому, что, согласно статистике, Inventor завоевал наиболее стабильные позиции на рынке (практически как у AutoCAD), в том числе, в тех странах, где пользователи SolidWorks традиционно составляли большинство. Во-вторых, концепция цифрового прототипа действительно стала для наших клиентов видением настоящего и будущего. Вы бы знали, сколько клиентов купили наши решения потому, что теперь у них есть, что рассказать своему руководству?! Ведь они совершают переход не просто с 2D на 3D. Они переходят от создания чертежей к цифровому моделированию изделий. А это как раз тот месседж, который руководство поймет и оценит. на мой взгляд, два этих фактора оказали позитивное влияние на рост доходов MSD в прошлом году.
По материалам CAD/CAM/CAE Observer
- Комментарии