Из истории дома №4 в Петроверигском переулке. Часть 1. До революции.
Русская Промышленная Компания часто проводит семинары для пользователей в своём офисе, который находится по адресу: Петроверигский переулок, дом № 4. Этот дом является памятником архитектуры. Участники наших семинаров постоянно восхищаются его внутренним убранством и спрашивают об истории этого дома. Мы решили, что не только им будет интересно узнать историю этого особняка, находящегося в самом сердце Москвы.
Сначала немного расскажем о названии переулка, где находится наш офис. Петроверигский переулок получил своё название от храма "Поклонения честным веригам святого апостола Петра", престол которого был освящен в память "чудесного спадения вериг" (оков) апостола Петра. После воскресения Христа Пётр стал первым среди апостолов и проповедовал веру среди иудеев. Царь Иудеи, Ирод Агриппа, приказал схватить Петра и заковать его в темнице, чтобы потом предать его смерти. Но в ночь перед казнью к Петру явился Ангел и, пока спала стража, освободил его от вериг и вывел на улицу. Пётр благополучно скрылся и продолжил свои проповеди.
Праздник освобождения Петра от оков верующие почитают до сих пор, отмечая его 29 января по новому стилю.
Церковь "Поклонения честным веригам святого апостола Петра" была выстроена в 1669 г. боярином И. Д. Милославским в память брака его дочери Марии Милославской с царем Алексеем Михайловичем, совершенным в день памяти вериг апостола. Церковь сильно пострадала во время пожара в Москве в 1812 году, в 1844 году она была упразднена и разобрана. На месте ее алтаря поставили столб с памятной надписью. В мае 1923 г. его снесли. Он, как и церковь, стоял примерно на том месте, где находится закругленная часть здания № 6 в Петроверигском переулке.
Дом №4, в котором находится офис Русской Промышленной Компании, - бывшая городская усадьба Тургеневых-Боткиных - является памятником архитектуры.
Первым покупателем нового дома в 1803 году был Иван Петрович Тургенев, директор Московского университета. Он происходит из старинного рода Тургеневых, от татарского мурзы, выехавшего из Золотой орды на Русь при Василии Темном. В XV-XVII вв. они были служилыми людьми, в XVIII в. - помещиками Симбирской губернии. Из этого же рода, только из другой ветки, ведёт своё происхождение знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Семья же Ивана Петровича Тургенева жила в этом доме в 1803 - 1807 гг. Дом стоит на высокой горке, и в то время когда вокруг не было высоких зданий, вид из него был замечательный: "все Замоскворечье и Воробьевы горы видны".
Сыновья Тургенева хорошо известны в летописях русской культуры: старший Андрей, поэт, друг Жуковского; Александр, сделавший большой вклад в развитие русской истории бесценными находками в иностранных архивах, друг Пушкина; Сергей, убежденный враг деспотизма и крепостничества, и, наконец, Николай, декабрист, борец против крепостного права и писатель. В те годы этот дом посещали В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, М. М. Херасков.
В 1807 г. И. П. Тургенев умирает, сыновья его постоянно живут в Петербурге, и в следующем году дом продается "дерптскому первостатейному купцу" Христиану Фе.
В 1812 г. дом сгорел и был отстроен только через несколько лет. 12 октября 1832 г. его купил с аукционного торга богатый купец-чаеторговец П. К. Боткин. В архиве сохранился документ, подробно описывающий дом и участок в то время. Главный дом еще не был полностью восстановлен, рядом с ним вниз по склону расстилался большой фруктовый сад.
Купеческая семья Боткиных сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры - из нее вышли врач Сергей (в его честь при советской власти была переименована бывшая Солдатенковская больница - нынешняя Боткинская), писатель Василий, талантливый художник Михаил.
"Дом Боткиных, - вспоминал современник, - принадлежал к самым образованным и интеллигентным купеческим домам в Москве. В нем сосредоточивались представители всех родов художеств, искусства и литературы, а по радушию и приветливости хозяев ему не было равных".
Здесь появлялись Лев Толстой, Иван Тургенев, Белинский, Фет, Некрасов, Огарев. Герцен с восторгом вспоминал о проходивших тут в сороковые годы спорах западников со славянофилами: "Какие побоища и ратования возбудили они в Москве между Маросейкой и Моховой... Вообще Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни".
Запросто заходил печальный Гоголь. Один из завсегдатаев боткинского дома А. Галахов вспоминал: "Краевский приехал на побывку в Москву и остановился у В.П. Боткина. Каждое утро я отправлялся к ним на чаепитие и веселую беседу. В один из таких визитов неожиданно является Гоголь, по возврате из чужих краев, - каких именно, тоже не помню... Гоголь, на мой взгляд, изменился: похудел, стал серьезнее, сдержаннее, не выказывая никаких причуд или капризов, как это им делалось нередко в других более знакомых домах. Боткин предложил где-нибудь сообща пообедать. Гоголь охотно согласился: "Чего же лучше, - прибавил он, - как не в гостинице "Яра", близ Петровского парка". Таким образом мы провели время вчетвером очень приятно".
Василий Петрович Боткин был близким другом Тургенева. Познакомились они, очевидно, в 1842 году. Василий Петрович был талантливым литератором, писал статьи по русской и западной литературе. Он является автором книги "Письма об Испании" и ряда работ по философии, переводчиком ранних трудов Маркса и Энгельса. Тонкий знаток и ценитель музыки, Боткин не только писал о ней, но и давал у себя в доме концерты. Он и сам превосходно играл на скрипке. Тогда, в 40-х годах, это был прогрессивный "западник", но с возрастом взгляды его становились все более консервативными. Василий Петрович был в дружеских отношениях с Белинским, Герценом, Огаревым, Грановским. Щепкиным. Для Тургенева он стал не только близким другом; но и критиком, безошибочному художественному чутью которого писатель свято верил. Были два человека, без одобрения которых Иван Сергеевич не печатал ни одного произведения, - В. П. Боткин и П. В. Анненков.
Любовная история Василия Петровича Боткина и некоей Арманс с Кузнецкого моста принадлежит к любовным мифам того времени и увековечена Герценом в "Былом и думах". Сделал он это замечательно, так что хочется цитировать страницами: "Сначала я думал, что это один из тех романов в одну главу, в которых победа на первой странице, а на последней, вместо оглавления, счет; но убедился, что это не так...". Боткин у Герцена принадлежит к типу любомудра - любовника философии, одной ее.
Для известного поэта А. А. Фета этот дом был родным - одна из сестер Боткиных была его женой. В нижнем этаже дома в 1850 - 1851 гг. жил историк, профессор Московского университета Т. Н. Грановский. В фирме Боткиных работал отец знаменитого физика П. Н. Лебедева, который родился в правой пристройке к главному дому. Позднее его родители владели участком на углу этого переулка и Маросейки (дом № 10/1).
Перед большевистским переворотом 1917 г. дом принадлежал Н. И. Гучкову, женатому на дочери П. П. Боткина, директору товарищества чайной фирмы и гласному Московской городской думы.
Такова история этого дома до 1917 года. Кто жил в этом доме после революции, какие удивительные события в нём происходили дальше, мы расскажем в следующий раз.