С чего начать внедрение?

Первый вопрос на который Вы должны ответить: готовы ли Вы к внедрению САПР или ГИС систем?

Первое необходимое условие успеха - наличие руководящей воли. У проекта должен быть сторонник среди руководителей предприятия, обладающий достаточными полномочиями и ресурсами для его запуска и дальнейшей реализации.
Второе необходимое условие - выделение команды для внедрения САПР, обладающей достаточным уровнем полномочий. Если руководителям проектных подразделений не вменено в обязанность сотрудничать с командой внедрения, то процесс неизбежно затормозится или вообще не пойдет. Полномочия должны быть закреплены официально, так как далеко не всегда неформальных, не зафиксированных договоренностей достаточно, для того чтобы действительно что-то изменить в компании.

  • Нашелся у вас на предприятии руководитель, который поддерживает идею автоматизации проектирования?
  • Издан подтверждающий это документ - приказ о внедрении САПР?
  • Выделены по нему люди и время на проведение работ?

Только ответив "да" на все эти вопросы можно браться за дело.

Итак, на предприятии все готово к внедрению. Следующий вопрос: с чего начать?

Начать необходимо с анализа текущего состояния автоматизации проектирования на предприятии. Это можно сделать либо самим, либо привлечь для работы профессиональную компанию-консультанта в области САПР.

Первое. Структура и задачи
Опишите структуру проектных отделов, решаемые задачи и число специалистов. Проанализировав эти данные, можно дать предварительные рекомендации по программному обеспечению, которое будет использоваться в процессе проектирования на вашем предприятии.

Второе. Квалификация специалистов
Проанализируйте квалификацию ваших специалистов. Если они работали только на кульманах, то для начала необходимо обучить их азам компьютерной грамотности. Казалось бы, это очевидно, но иногда доходит до курьезов. Например, на обучение работе с программой архитектурного проектирования Architectural Desktop предприятие направляет специалистов, которые до этого не были знакомы с компьютером. И преподаватель вынужден объяснять им, как манипулировать мышью и работать с "Проводником". До азов AutoCAD за отведенное на курс время группа, может быть, еще и доберется, а вот до Architectural Desktop уже вряд ли.

Если ваши специалисты уже освоили компьютер, мы, тем не менее, настойчиво рекомендуем вам протестировать их на знание хотя бы базовых пакетов, таких как AutoCAD. Очень часто люди считают, что умеют работать, а на деле не знают даже основных возможностей программного обеспечения. В результате проектировщик совершает массу лишних действий вместо того, чтобы нажать одну кнопку и воспользоваться стандартной, специально заложенной в продукт функцией. Приведу анекдотичный пример: инженер, не зная, что в AutoCAD можно чертить в масштабе 1:1 и использовать пространство листа, перед каждым компьютерным построением пересчитывал размеры в масштабе на калькуляторе!

Подобных примеров множество. Поэтому, если вы не удовлетворены производительностью труда в проектных подразделениях, начните с тестирования и обучения специалистов. Только в результате этих несложных и недорогих действий эффективность работы может возрасти многократно. Провести тестирование можно в центрах, специализирующихся на обучении в области САПР.

Кроме компьютерной грамотности для успешного внедрения САПР необходимо наличие у специалистов твердых знаний в предметной области. И здесь есть грустные примеры - когда при обучении работе с расчетным пакетом приходится разъяснять инженерам методики расчетов, а не учить пользоваться программой. В конце статьи приводятся некоторые рекомендации по выходу из данного положения из опыта наших заказчиков.

Исходя из всего вышесказанного, попробуйте оценить, готовы ли ваши специалисты к использованию профессиональных пакетов или стоит начать с внедрения более простых технологий и обучения людей. Только если вы уверены в квалификации ваших сотрудников в предметной области и учли в бюджете расходы на обучение компьютерной грамотности и базовым продуктам, можно планировать переход на специализированные решения. Результатом анализа на этом этапе являются уточненная спецификация на программное обеспечение и бюджет на обучение персонала.

Третье. Программное обеспечение
Опишите и проанализируйте имеющееся программное обеспечение - используемую на каждой рабочей станции операционную систему, СУБД, САПР.
Во-первых, это необходимо, чтобы учесть совместимость версий внедряемой САПР, операционной системы и баз данных.
Во-вторых, следует выяснить, как можно сэкономить на покупке нового программного обеспечения. Например, при обмене устаревших версий программ можно получить существенную скидку. Кроме того, многие поставщики ПО предоставляют льготные условия для пользователей конкурентных программных продуктов. Полной информацией об этом обладают профессиональные компании, тесно работающие с поставщиками.
В-третьих, необходимо обеспечить преемственность и совместимость имеющегося и запланированного программного обеспечения. Уже на этом этапе подумайте, как будет осуществляться передача в электронном виде наработанных чертежей, баз данных и шаблонов. Здесь существует масса нюансов - не отказывайтесь от помощи специалистов!

Результат этого этапа - рекомендации по закупке операционных систем, СУБД, дальнейшее уточнение спецификации по программам автоматизированного проектирования.

Четвертое. Аппаратное обеспечение
Учтите потребности в аппаратном обеспечении: компьютерной технике и широкоформатном оборудовании для печати, сканирования и копирования. Вам потребуются компьютеры достаточной мощности, с современными операционными системами. Если у вас есть много бумажной документации, которая будет использоваться в будущих проектах, то вам может понадобиться широкоформатный сканер и соответствующее программное обеспечение. Оцените также объем печати и копирования проектной документации - возможно, вам пора задуматься о приобретении инженерного комплекса.

По результатам этого этапа составляется спецификация на аппаратное обеспечение.

Пятое.Электронный архив
Если вы переходите на автоматизированное проектирование, то обязательным шагом, если не сразу, то с течением времени, является организация электронного архива. Это также потребует аппаратных, программных и человеческих ресурсов.

Шестое. Базы и библиотеки
Современное программное обеспечение часто комплектуется библиотеками и базами элементов. Поставщики ПО не всегда поддерживают эти базы в актуальном и полном состоянии. Возможно, вам придется делать это самостоятельно, по крайней мере, для специфических задач, которые решаются на вашем предприятии. Для поддержки этих баз потребуется выделить и обучить людей.

Седьмое. Локальная сеть
Информационный обмен, происходящий между участниками процесса проектирования, предъявляет достаточно высокие требования к сетевой инфраструктуре. Не забудьте тщательно сопоставить требования внедряемого комплекса и возможности имеющейся сети.

Итак, в результате анализа вы имеете пакет документов с рекомендациями по компьютерной инфраструктуре, программному обеспечению, обучению специалистов. Эти затраты необходимы для успеха проекта внедрения САПР. Кроме того, нужно спланировать расходы, которые компания понесет в процессе внедрения, и учесть изменения, которые будут происходить на предприятии.

Материал подготовлен на основе статьи Елены Конвисар "Подводные камни проектов внедрения САПР".

Ближайшие мероприятия

23.10.2017
Вебинар Автоматизация работы технолога в NX CAM

Предложите тему актуального для Вас семинара!

Заявка на тематический семинар

  • Портативный широкоформатный сканер Colortrac SmartLF Scan
  • Заказать на сайте
  • Выход технического обновления nanoCAD Plus 8.1