Создание ландшафтной поверхности в Autodesk Inventor 2010
Недавно передо мной встала прикладная задача – по данным геодезических замеров сформировать поверхность ландшафта. Что ж, задача вполне посильная для Autodesk Inventor, так что поделюсь в этом уроке своим рецептом.
Отправной точкой является Excel-файл, содержащий три колонки координат точек – X, Y, Z, соответственно (Рис.1). Число строк в файле равно числу точек.
Создаем в Autodesk Inventor новую деталь и в ней 3D-эскиз. С помощью команды «Точки» (Рис.2) импортируем данные из Excel-файла. В результате получаем массив точек (Рис.3)
Примечание: мы создали 3D- эскиз не случайно, т.к. именно в его среде можно импортировать точки с третьей координатой по Z. Обычный двумерный эскиз такую возможность не поддерживает.
Создаем два самостоятельных 3D-эскиза для каждого набора сплайнов, проходящих через опорные точки вдоль и поперек. Получаем криволинейную сетку (Рис.4).
Примечание: мы специально отключили опцию «Создать сплайн» в параметрах импорта точек (Рис.5), т.к. в этом случае программа создает непрерывный сплайн, последовательно проходящий через все точки. В нашем же случае необходим именно набор самостоятельных сплайнов.
С помощью команды «По сечениям» создаем поверхность, последовательно выбирая поперечные сплайны в качестве опорных сечений, а продольные – в качестве направляющих (Рис.6). Кстати, теперь по правому щелчку из контекстного меню можно последовательно выбирать сечения и направляющие, что очень удобно. Это нововведение появилось в 2010 версии Autodesk Inventor. В итоге получаем искомую поверхность, которая описывает реальную геодезию (Рис.7).
Построив искомую поверхность, можно создать твердое тело, например, для имитации физических процессов, используя знакомую нам команду «Выдавливание» (Рис.8)
В данном уроке рассмотрен лишь общий подход к решению подобных задач. Число точек в данном примере – несколько десятков, в то время как в реальных геодезических замерах их сотни и даже тысячи. Инженерам приходится работать с огромными массивами данных. Конечно, проводить через них сплайны «врукопашную» – дело довольно утомительное. Логично встает идея автоматизации процесса. Используя прикладной интерфейс программирования API можно решить и эту задачу.