Alias/Autodesk StudioTools 13 продвигает идею Visually Intelligent Business
Randall S.Newton (CADCAM Net) ©2006 Cyon Research Corporation
Компания-разработчик программного обеспечения для промышленного дизайна, ранее хорошо известная как Alias, а ныне являющаяся частью Autodesk, поставила задачу переориентировать своих клиентов на использование VIB – "visually intelligent businesses" (это можно истолковать как повышение интеллектуальности бизнеса за счет применения продвинутых средств визуализации. – Прим. ред.).
В качестве основного оружия для этого рассматривается недавно выпущенный пакет StudioTools 13. Характеризуя уровень нового продукта, сотрудники Alias/Autodesk говорят о прорыве, значительно опережающем обычные темпы усовершенствования программного обеспечения (статью о предыдущей версии пакета см. в Observer #5/2004. – Прим. ред.)
На недавнем брифинге для прессы в СанФранциско (США), сотрудники Alias/Autodesk продемонстрировали новые возможности StudioTools 13 и рассказали о месте, которое будут занимать продукты Alias в свете того, что эта компания теперь влилась в Autodesk.
В октябре 2005 года компания Autodesk объявила о приобретении Alias за 197 млн. долл. Сделка была завершена 10 января 2006 года. Среди клиентов, использующих системы Alias для промышленного дизайна, можно найти такие известные имена, как BMW, Boeing, General Motors, Mattel, Honda, Renault и Rollerblade.
Слияние является "весьма позитивным процессом", сказал Paul Dyke, менеджер по разработке продукта. Продукты Alias для промышленного дизайна перейдут в вўденье подразделения Autodesk Manufacturing Solutions Division, у которого в данный момент нет своих систем такого рода. Кроме того, у Alias имеется ряд продуктов для разработки аудиовизуальных и развлекательных приложений, включая популярный пакет Maya. Развитием этих линий будет заниматься подразделение Autodesk Media and Entertainment Division.
Если говорить о личных впечатлениях, то с пакетом StudioTools я впервые познакомился на демонстрации для прессы. Имея за плечами 20-летний опыт журналиста, пишущего о CAD-системах, я полагал, что уже всё повидал на своем веку. StudioTools показал, что это заблуждение. Я как будто вдохнул глоток свежего воздуха. Особенно большое впечатление произвели возможности искусно и органично комбинировать работу в 2D- и 3D, а также интуитивно понятный интерфейс.
Наиболее радикальным прорывом, который давно ждали от систем для промышленного дизайна, стал новый инструмент для динамического моделирования формы (Dynamic Shape Modeling Tool). Он позволяет производить изменения в любой точке пространства проекта, как в 2D, так и в 3D. "Это один из "священных Граалей" моделирования, когда вы уже что-то разработали, создали практически законченную модель, и хотите в ней кое-что изменить. Не просто пару поверхностей, а основу модели",– так охарактеризовал этот инструмент г-н Dyke.
Для динамического моделирования формы в Dynamic Shape Modeling используются два метода: метод каркасной решетки (Lattice Rig) и метод трансформации (Transformer Rig).
Метод Lattice Rig позволяет дизайнеру намечать изменения при помощи определяющих линий (на рис. 1 показаны красным) прямо поверх модели и затем согласовать форму детали в соответствии с намеченными линиями, используя объемную каркасную решетку. При этом определяющие линии остаются независимыми объектами.
Рис. 1. Метод Lattice Rig позволяет изменять модель сидения (справа) в соответствии с красными линиями, нанесенными поверх первоначальной формы (слева)
Метод Transformer Rig позволяет управлять изменениями более точно. С его помощью конструктор авиационной техники может, например, увеличить ширину крыла без изменения его базовой формы. Конструктор автомобиля может изогнуть одну деталь кузова и сохранить другие элементы конструкции без изменений, ограничив зону распространения трансформации. "Это основное новшество, о котором просили наши клиенты", – сказал г-н Dyke. Оба метода работают весьма производительно, что позволяет быстро просматривать различные варианты.
Другое ключевое новшество пакета StudioTools 13 – это интерактивная визуализация (Interactive Visualization), которая позволяет оперировать с высококачественным тонированным отображением модели (render-quality) в режиме реального времени. Её можно также назвать аппаратным рендерингом (hardware rendering), поскольку она базируется на достижениях, заложенных в современных графических процессорах. Благодаря этому, открывается целый ряд возможностей, доступных только в режиме рендеринга, включая пиксельные тени, текстуры и рельефы. Обтекание предметов светом, подчеркнутое полутенями, придает изображению более реалистичный вид. Можно задать режим обновления теней при вращении модели. Приложение Interactive Visualization позволяет также получить моментальные копии экрана с качеством, достаточно хорошим для обсуждения внешнего вида проектируемого изделия (о чем свидетельствует пример на рис. 2). По моему мнению, Interactive Visualization – это голливудская мечта, пришедшая в реальную жизнь. Возможность работы с качественно тонированной моделью будет важным фактором, оправдывающим затраты на обновление (или покупку) пакета для многих дизайнеров.
Рис. 2. На этой моментальной копии экрана показана модель, тонированная при помощи Alias Interactive Visualization в режиме аппаратного (а не полноценного программного!) рендеринга. На рисунке хорошо видны детальные тени, обтекание предметов светом, подчеркнутое полутенями, и рельефные цифры
"Для создания детальных теней используются последние достижения в технологии графических карт. Это позволило нам перевести многие функции, такие как наложение текстур, с программного на аппаратный уровень", – пояснил Greg Fowler, эксперт по методологии промышленного дизайна компании Alias.
Богатые возможности пакета StudioTools 13 (опасений по поводу несчастливого номера ни у кого не наблюдалось) демонстрировались на новой рабочей станции Dell Mobile. При этом г-н Dyke не замедлил подчеркнуть следующий момент: чтобы чудеса StudioTools стали доступны, требуется новейшее аппаратное обеспечение!
Ряд усовершенствований пакета проявляется в форме уменьшения времени реакции и ускорения обработки данных. Г-н Dyke сказал также, что значительно улучшены средства сопряжения нескольких поверхностей. Если в более ранних версиях пакета StudioTools на сопряжение плоскостей при построении скругленного угла требовалось 10 минут, то в 13-й версии – всего 10 секунд. Пакет использует гибридное ядро, позволяющее комбинировать NURBS и полигональные сетки.
В StudioTools использован метод смягчения световых границ. Вместе с пакетом поставляется набор инструментов подготовки и обработки больших наборов данных 3D-сканирования, предназначенный для находящейся в стадии становления дисциплины Digital Shape Sampling and Processing (DSSP), которую многие из нас называют также быстрым прототипированием (Rapid Prototyping – RP).
Возвращаясь к представлениям Alias о повышении интеллектуальности бизнеса за счет применения продвинутых средств визуализации (VIB), г-н Dyke сказал, что таким образом они надеются стимулировать инновационные процессы в дизайнерских компаниях и укрепить их связь с другими участниками в деле создания продукта.
"Сегодня в учебных заведениях обучается примерно 250 000 дизайнеров. Всё говорит о том, что этот рынок будет стремительно расширяться", – считает г-н Dyke. Использование подхода VIB подразумевает такую организацию дела, при которой на всех уровнях "есть понимание ценности наглядности и визуализации в процессе обдумывания, понимания и изучения" концепции дизайна изделия. Фирмы, ориентирующиеся на VIB, сказал г-н Dyke, могут собрать всё, что сделано в различных подразделениях, и представить это в наглядной форме на всех уровнях компании. При этом всё должно быть в цифровой форме – меньше эскизов на стенке, меньше глины в студии!
Главная цель Alias/Autodesk, как отметил г-н Dyke, заключается в устранении существующего ныне разрыва между традиционными ручными методами дизайна и цифровым моделированием и производством
CAD/CAM/CAE Observer #1 (25) / 2006
Подписку на журнал CAD/CAM/CAE Observer можно оформить:
Агентство "Роспечать" - индекс 80502
Объединенный каталог "Пресса России" - индекс 25001.
- Комментарии