Деньги, инвестированные в решения Autodesk, не пропадут! (часть 3)
Интервью Александра Тасева, главы представительства Autodesk в России
Интервью Александра Тасева, главы представительства Autodesk в России
Александра Суханова (Observer)
– Сегодня отношения России и США нельзя назвать блестящими. Ощущаете ли Вы влияние политики на бизнес американской корпорации Autodesk в России?
– Во-первых, я позволю себе Вас поправить: мы – не американская компания. Мы – глобальная компания, у которой 7 тыс. сотрудников распределены по более чем 60 странам! Владельцы Autodesk тоже не все из Америки. В современном мире уже некорректно судить по месту регистрации крупной компании о её принадлежности к той или иной стране. При таком подходе большинство частных российских компаний окажутся иностранными. Не зря Кипр находится на втором месте по объему иностранных инвестиций в Россию… Да, основная часть менеджмента Autodesk находится в США, но его национальный состав многообразен; кстати, там есть и русские. Второй центральный офис располагается в Париже, третий – в Мюнхене, четвертый – в Китае. Вот один офис уже есть и в Москве... Трудно назвать нас чисто американской компанией еще и потому, что большая часть разработчиков ПО находится не в США. Компания Autodesk – открытая. Любой человек уже сегодня может стать её акционером. Поэтому для меня противопоставление нас российским компаниям выглядит примитивно. Можно поставить вопрос в другой плоскости: с кем выгоднее работать? Я ответил бы, что если компания зарегистрирована в России, это вовсе не означает, что и завтра, и в дальнейшем она будет поставлять независимые решения. Далеко не факт, что наши конкуренты, считающиеся местными компаниями, будут столь надежными поставщиками, каким является Autodesk, что они инвестируют свою прибыль в Россию, а не отправляют её на зарубежные счета. Наши конкуренты достаточно часто пользуются политизацией этого вопроса, когда других аргументов в их пользу нет. Но кроме “уличной пропаганды”, которая иногда может возыметь действие, а иногда играет нам на руку, никакого негативного влияния на бизнес зарубежное происхождение нашей компании не оказывает. Я всё-таки уверен, что отношения улучшатся, потому что обе страны нужны друг другу. А еще больше они нужны миру – как партнеры. Autodesk, будучи глобальной компанией, имеет возможность накапливать и нести в Россию ноу-хау и общемировой опыт, объединяя его с местным. У наших российских друзей-конкурентов есть хорошее понимание российской действительности и стандартов, однако извне они ничего не привносят. Нового России они дать не могут.
Региональная политика Autodesk обречена на успех: 1600 специалистов из 129 городов СНГ стали участниками 3D Форумов
– Как изменилось возглавляемое Вами представительство за 4 года? На что будут направлены инвестиции в ближайшем будущем? Как дальше будет вестись деятельность в регионах? Удалось ли создать костяк специалистов и менеджеров в каждом из новых офисов?
– В нашем представительстве сегодня работают около 40 профессионалов. Открытые позиции еще есть, но их уже мало. Инвестиции будут направлены в большей степени на развитие, на представительства компании в регионах. То есть, следующий этап развития будет скорее региональным. В этом году мы планируем открыть два офиса – в Новосибирске и Нижнем Новгороде. В следующем, при благоприятной обстановке, планируется открыть еще три офиса. Таким образом, мы надеемся донести информацию о преимуществах цифрового прототипа до регионов и компаний, удаленных от центра. Второй наш приоритет – работа с партнерами. Однако, для улучшения партнерской сети, нам нужны квалифицированные кадры в регионах, которые будут повышать уровень существующих партнеров и подбирать новых. Задачей региональных представительств будет улучшение качества обслуживания клиентов в регионах. Ну и, конечно, координация работы партнеров и продвижения бренда Autodesk. Еще один аспект – это работа с ключевыми заказчиками, как местными, так и отделениями крупных московских компаний. Для каждого регионального офиса будет определена географическая зона деятельности – один или несколько федеральных округов. Что касается их команд – мы пока находимся в процессе формирования. Есть хорошие кандидатуры, однако, процесс это не легкий и не быстрый. Еще одна область, в которую пока мы мало инвестировали – это сервис. В этом раньше мы полностью полагались на партнеров. Но, если всё будет идти по плану, мы хотели бы взять несколько человек, которые целенаправленно обучали бы наших партнеров квалифицированному оказанию сервисных услуг. Открытыми остаются позиции руководителей процесса адаптации решений для строительства и архитектуры, а также ГИС.
Демократичный спецтранспорт участников 3D Форума (проект Томской Софтверной Компании)
– Появление Nanosoft оправдано ситуацией на рынке или причина тому субъективная? Как правило, разговоры о справедливых ценах и способах лицензирования так и остаются разговорами. Но это тот редкий случай, когда они материализуются в действующую компанию, способную “оттяпать кусок пирога”. Какова Ваша оценка перспектив решений на платформе nanoCAD с учетом патриотических настроений в России?
– Да, верно, компания Nanosoft образовалась, предлагает ряд решений… Но просуществовала она не более полугода, и во что это всё выльется – никто не знает. Возникновение новой компании я считаю логичным этапом развития российского рынка, который уже стал массовым. Поэтому появление клонов достаточно закономерно. На рынке для всех есть место, даже для псевдо-бесплатных решений. С другой стороны, мы же все хорошо знаем, что бесплатный сыр – только в мышеловках. Платформа nanoCAD – не первый клон AutoCAD. Существует и IntelliCAD, и ZWCAD, и BrisCAD. Клоны были и раньше, но кто помнит их имена сегодня? Они появляются и исчезают. Допускаю, что найдется контингент пользователей, который решит воспользоваться этими решениями. Но все они обожгутся. Таково мое субъективное мнение. Я считаю также, что эти технологии и их пропаганда вредны для России. Даже с позиции патриотизма – они пропагандируют не то, что нужно стране. России сегодня необходим качественный прорыв, современные технологии для отраслей машиностроения и строительства, которые будут снижать зависимость от продаж сырья. С понижением цен на нефть еще больше возрастает потребность конкурировать на мировом рынке в других областях. Но нельзя перейти на этот новый уровень, если продолжать работать по-старому. То есть, зацикливаться на двумерном черчении, пусть даже с библиотеками и по стандартам. Иначе ни через 10, ни через 20 лет у России не будет новой экономики. Использование подобных решений замедляет развитие страны. С другой стороны, это следствие реального развития рынка: если не Nanosoft, то кто-то другой обязательно бы появился. На наш взгляд, “миниатюрные” инструменты нашим клиентам не нужны. У них – большие амбиции и мечты, реализовать которые им и помогают продукты Autodesk.
– Но ведь и компания Autodesk утверждает, что AutoCAD никогда не умрет, что очень многие нуждаются в 2D ... По идеологии Nanosoft, именно этих многих и следует оснастить решениями на платформе nanoCAD, которая, в отличие от AutoCAD, бесплатна. В России неплохо известны приложения, написанные разработчиками CSoft Development под AutoCAD, которые теперь начинают появляться у Nanosoft в модифицированном для их платформы виде. Как Autodesk может противостоять их распространению?
– Да, большому количеству компаний еще нужно 2D… Но не само по себе, а в тесном взаимодействии с 3D-решениями! При этом 2D- и 3D-решения должны позволять обмениваться данными без потерь и сбоев. У руководителя предприятия должна быть уверенность в том, что 2D- и 3D-решения полностью совместимы – и не только сегодня, но и в долгосрочной перспективе. Именно поэтому AutoCAD никогда не умрет. Что касается приложений CSoft Development, здесь следует понимать, что 90% приложений являются адаптацией решений Autodesk под условия и стандарты местного рынка. Одно время они были нужны, когда компания Autodesk только начинала работу по кантрификации. Однако теперь эти приложения больше не понадобятся, поскольку, начиная с новой версии, всё необходимое нами уже включено. К примеру, AutoCAD Mechanical, AutoCAD Electrical – это хорошо адаптированные решения, гораздо лучшие, чем существующие адаптации от партнеров, которые уже два года как не обновлялись... Поэтому они всё менее и менее востребованы на рынке. Очень скоро пользователи поймут, что цена рабочего места на базе nanoCAD с нужными отраслевыми приложениями (которую пока никто точно не знает), не будет сильно отличаться от наших цен. Наверное, уже излишне говорить о высоком качестве наших решений, о стабильности их работы, о сотнях профессионалов, занимающихся их развитием. Тем, кто смотрит в будущее, разумнее связать свою жизнь с поставщиком, нацеленным на это будущее, а не с предлагающим вчерашний день. Технологии 2D-проектирования, конечно, останутся, но будут неотъемлемой частью цифровой модели или ЦП. Говорить же о том, что промышленным компаниям следует инвестировать только в 2D, – я с этим не согласен. Как я уже говорил сегодня, по нашим данным оно нужно лишь 6% клиентов.
– Может быть, вам следовало пытаться избежать разрыва, договориться со своим самым крупным (и одним из крупнейших в Европе) дистрибьютором и одновременно разработчиком очень популярных приложений? Если бы Autodesk пошла навстречу владельцам Consistent Software, ситуация могла быть иной…
– Разрыва нет. Consistent Software остается нашим дистрибьютором, а компания CSoft – по прежнему наш реселлер. Если один из совладельцев этих компаний решил уйти и заняться другим бизнесом – это его личное дело. К примеру, я на пенсии тоже собираюсь заняться другим бизнесом – правда, не имеющим отношения к САПР... Владельцы всех этих трех компаний уверяют нас, что между ними больше нет никаких бизнес-связей. И хотя мы эту информацию еще проверяем, на данном этапе мы им верим и продолжаем сотрудничать в полном объеме. Я считаю, что Игорь Данилович (И.Д. Ханин, основатель и председатель Совета директоров Nanosoft. – Прим.ред.) пошел по пути прошлого. Это вызывает сожаление, поскольку его команда была креативной, мыслила широко, и у неё были очень интересные наработки. Если вернуться немного назад и посмотреть, каким же был рынок Autodesk в России до открытия нашего офиса – он был однополярным во главе с компанией Consistent Software. Очевидно, что если крупнейшему дистрибьютору принадлежит ряд реселлеров, то лучший кусок пирога достанется именно им. Эта ситуация не могла продолжаться долго и не могла позитивно влиять на развитие бизнеса, поскольку ни один другой реселлер не проявлял инициатив, не был мотивирован развивать свой бизнес, не хотел инвестировать. Если на рынке есть доминантный игрок, который контролирует в том числе и вас, то вряд ли вы захотите связывать свое будущее только с этим рынком, потому как не знаете, что случится с вами завтра. Монополия на рынке нехороша. Монополист имеет возможность не думать о пользователях, а оптимизировать свои собственные процессы. В итоге страдают клиенты. Сегодня ситуация изменилась. У нас есть три сильных дистрибьютора – Consistent Software, ПОИНТ и MONT, а также независимые авторизованные партнеры, которые имеют равные условия для работы и могут выбирать того дистрибьютора, который сможет предложить более качественный сервис. Мы очень ценим то, что делают дистрибьюторы. Они являются критически важным звеном нашего бизнеса и вкладывают очень много сил в развитие рынка, в обучение и поддержку партнеров. Тот факт, что за последние годы мы увеличили бизнес в России и СНГ в 2.5 раза, во многом стал возможен благодаря росту числа и улучшению качества работы дистрибьюторов и реселлеров, которые действовали на рынке уже независимо и не боялись инвестировать деньги, время и желание в свое развитие. Однополярность в нашей сфере неприемлема. Конкуренция, конечно, тоже не проста, но она заставляет всех совершенствоваться, что, в конечном счете, идет на пользу клиенту. Причиной того, что решения Autodesk несколько лет назад были еще далеки от российских стандартов, являлась недостаточность наших инвестиций в регион. Когда же мы взяли процесс в свои руки, начали создавать партнерскую сеть и требовать от наших партнеров реальной работы, это столкнуло ситуацию с места и стало серьезно мешать однополярности. Мое мнение о развитии бизнеса Autodesk в России противоречило представлениям г-на Ханина, в чём и была одна из причин его ухода.
У Autodesk и общественность при деле
– Может быть, Вы хотите обратиться к читателям журнала с призывом, советом, приглашением или объявлением?
– Я бы хотел пожелать читателям Observer’a по-прежнему быть такими же активными и требовательными как к нам – разработчикам, так и к вам – прессе. Призываю не поддаваться паническим настроениям в связи со всевозможными негативными событиями, происходящими в мире и вызванными кризисом. Реальная экономика продолжает работать, и жизнь идет. Даже если кто-то испытывает сложности в получении кредита, есть ряд других способов развития бизнеса. Надо стараться использовать ситуацию с максимальной выгодой для себя, для того, чтобы стать лучшим: внедрить новые технологии, обучить персонал, выстроить новую бизнес-модель.
Необходимо со всей серьезностью думать о том, куда двигаться в будущем и что для этого нужно. Руководящему звену предприятий рекомендую всерьез задуматься о внедрении новых технологий. Те читатели, кто руководителями не являются, должны идти к своему начальству и с помощью наших партнеров убеждать в необходимости изменений. Для того чтобы совершить инновативный прорыв, который нужен стране и жизненно важен для нее, предприятиям необходимо научиться работать по-новому и сделать это раньше своих конкурентов – как российских, так и зарубежных.
– Благодарю Вас, г-н Тасев, за откровенный разговор. Спасибо за то, что уделили нашему журналу столько времени!
По материалам CAD/CAM/CAE Observer №8 (44) / 2008
- Комментарии