Строителям надо дать ориентиры страхования СРО
Страхование в строительной отрасли останется востребованным — мнение генерального директора САО «ГЕФЕСТ»
«Рынок страхования строительных рисков испытывает трудности экономического кризиса вместе со строительным комплексом. Тем не менее, страхование в строительной отрасли останется востребованным» — так считает Александр Миллерман, генеральный директор САО «ГЕФЕСТ», д.э.н., руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по взаимодействию со строительными СРО.
— Александр Самуилович, что ждет страхование в строительстве в этом году?
— В отличие от всего страхового рынка, наши прогнозы, пожалуй, можно назвать умеренно-оптимистичными. По итогам 2008 года, объем рынка страхования строительных рисков составил около 14 млрд руб. В этом году он имеет шанс сохранить небольшой рост, поскольку большая часть его приходится на страховую защиту бюджетных инфраструктурных проектов. Несмотря на то, что ряд проектов, основанных на частных инвестициях, замораживается, государственное финансирование будет сохранено, хотя и в сокращенном (до 25%) объеме. Можно сказать, что страхование строительных рисков пострадает от кризиса в меньшей степени, чем страховая отрасль в целом.
— Ощутили ли вы уже кризис, были ли у вас случаи разрыва договоров по уже заключенным контрактам?
— Да, конечно, несколько таких случаев было. Когда строительный проект замораживается, и подрядчик вынужден вернуть аванс, мы, естественно, тоже возвращаем полученные страховые премии. Но массового разрыва уже заключенных договоров страхования мы не ожидаем. Мы уверены в том, что даже в это трудное время, страхование СМР останется востребованным. Рынок страхования СМР и показатели самого строительного комплекса всегда были тесно связаны, а в этом году эта взаимосвязь обещает быть еще более жесткой. В условиях экономического кризиса инвесторы, в том числе и государственные, вынуждены уделять большее внимание управлению своими рисками. Когда средств не так много, как хотелось бы, особенно обидно их терять из-за случайностей. Поэтому грамотное управление рисками, которое обеспечит финансовую безопасность проектировщиков и строителей, особенно важно в этот период.
— Насколько успешно развивается, на ваш взгляд, система страхования в рамках СРО, не помешает ли ей кризис?
— Страхование ответственности членов СРО разрабатывалось как массовый страховой продукт, который должен быть доступным даже для небольших строительных организаций. Его стоимость на порядок дешевле страхования СМР. Могу сказать, что по уже заключенным договорам страхования членов будущих СРО суммы страховой ответственности САО «ГЕФЕСТ» составляют от 10 до 40 млн руб., а стоимость полиса — от 26 тыс. руб. до 80 тыс. руб. Поэтому финансовые трудности не должны кардинально повлиять на работоспособность этой системы. Большинство руководителей будущих и уже зарегистрированных СРО планируют использовать систему страхования, поскольку она позволяет сохранить компенсационный фонд и не платить добросовестным членам СРО за виновников аварии.
Скорее, опасность здесь связана с другим. Многие страховщики, которые раньше не занимались страхованием в строительстве, из-за кризиса решили попробовать себя в нем, поскольку увидели, что этот сегмент несколько более устойчив и перспективен, чем остальные. В прошлом году мы насчитали около 70 страховых компаний, которых можно было считать более-менее серьезно работающими по страхованию СМР (заработали более 1 млн руб. по этому виду). В этом году этот показатель может увеличиться до 1,5 раз. Понятно, что страхование ответственности строителей, а уж тем более СМР — не та услуга, которой можно научиться за недели или за месяцы. Нужны годы — как минимум пять, а лучше десять. Нас очень тревожит эта ситуация, поскольку нанести ущерб репутации страховщиков легко, а вот заработать ее очень трудно.
— Тема СРО так активно обсуждается, неужели нельзя найти какое-то решение этой проблемы?
— Действительно, многим участникам рынка уже стало понятно, что стихийно, самотеком или усилиями отдельных компаний эффективно действующая система страхования СРО в национальных масштабах не сложится. Необходимо создание стандартизованного страхового продукта, который будет одобрен с точки зрения профессиональной адекватности ведущими страховщиками, членами Всероссийского союза страховщиков, и принят строительным сообществом в лице ведущих СРО. Это позволит строительному сообществу получить некие ориентиры в довольно сложном вопросе методологии страхования строительных рисков. Если все страховые компании будут страховать членов СРО по единой методике, опасность для СРО выбрать некомпетентного и неопытного страховщика будет не такой высокой.
Возможно, страховщикам, занимающимся страхованием членов СРО, стоит создать некий компенсационный фонд, из которого осуществлялись бы выплаты в случае, если конкретный страховщик не может выполнить свои обязательства. Подобный фонд создан при Российском союзе страховщиков компаниями, которые занимаются обязательным страхованием автогражданской ответственности. Даже если страховщик окажется недобросовестным или по каким-то другим причинам не сможет выплатить возмещение, за него это сделают другие страховые компании.
Все эти вопросы в настоящее время активно прорабатываются в рамках рабочей группы по взаимодействию со строительными СРО при Всероссийском союзе страховщиков, которую я возглавляю. С похожими задачами создана группа и от строителей — при «Межрегиональном объединении строителей» сформирована рабочая группа по формированию проектов унифицированных для всех СРО документов, ее возглавляет Кирилл Холопик. Уже состоялось совместное заседание этих двух рабочих групп, и было принято решение скоординировать усилия по разработке единых стандартов страхования. Они будут обязательно согласованы и с Ростехнадзором, регулирующим деятельность СРО.
— Отличаются ли чем-то правила страхования для СРО проектировщиков?
— В принципе, серьезных методологических различий в наших предложениях для строителей и проектировщиков изыскателей нет. Формулировки страховых рисков, страхового случая, исключений из страхового покрытия практически совпадают. Например, страховым риском является наступление ответственности страхователя за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу вследствие недостатков, допущенных им при выполнении работ, поименованных в договоре страхования. Естественно, виды работ, указанные в договоре страхования у строителей и проектировщиков отличаются. В целом тарифы на страхование ответственности проектировщиков немного ниже, чем для членов строительных СРО.
— В качестве эксперта в сфере транспортного строительства, какие вы видите возможные пути для строительной отрасли по выходу из кризиса?
— Конечно, кризис сейчас очень острая тема, в отрасли наблюдается спад, по ряду объектов уменьшено финансирование, некоторые перспективные проекты заморожены до 2010 года. Однако этот вопрос требует гораздо более глубокого подхода, чем кажется на первый взгляд — в отрасли накопилось много системных проблем, которые с кризисом только обостряются, и не очень понятно, кто их будет решать.
Например, можно сказать, что сейчас в сфере инфраструктурного строительства фактически отсутствуют общая координация развития отрасли и общее управление. Оно имеет большую организационную специфику: и в огромном количестве ресурсов, которое для него необходимо, и самое главное, в сложной координации действий всех участников этого процесса. Межу тем на сегодняшний день вообще нет федерального ведомства, координирующего работу по развитию не только отрасли транспортного строительства, но и в целом строительства. До недавнего времени существовал Росстрой, который также упразднили. Что мы имеем в остатке? Строительной отраслью практически никто не руководит.
Еще до кризиса в России сложилась очень печальная ситуация с проектными институтами, с нехваткой целого поколения специалистов среднего и высшего звена, с недостатком мощности промышленности строительных материалов. Если такие системные вопросы не были подняты и решены в благополучное время, кто будет их решать сейчас? В условиях кризиса эти темы отошли на второй план, но они никогда не решатся сами собой.
Страхование — только один из многих инструментов регулирования строительной отрасли. Самая высокая страховая культура не спасет отрасль, если не будет рачительного хозяина в лице государства, который возьмет на себя ответственность за ее будущее. На мой взгляд, все это должно стать темой для широкой общественной дискуссии.
По материалам «Технологии строительства» 5(67)/2009
- Комментарии