Tехнологии Autodesk в фильме Джеймса Кэмерона «Аватар»
Демонстрация возможностей технологий цифрового будущего кинематографа
2 декабря 2009 года произошло большое событие в проводимой компанией Autodesk конференции Autodesk University. Впервые широкой аудитории были представлены кадры из трёхмерного фильма Джеймса Кэмерона - "Аватар". 20 минут смеси живого действия и 3D виртуального мира. Сегодня эту ленту, снятую с использованием самых современных стереокамер, демонстрируют в кинотеатрах сети IMAX с Dolby Surround Sound и полным трёхмерным восприятием разворачивающегося действа.
Джеймс Кэмерон и его компания Lightstorm ввели новый метод производства визуальных эффектов, используя революционные технические решения. По сути, эти новые технологии появились около 4 лет назад, но в настоящее время они становятся все более совершенными и находят все более широкое применение в анимации, кино, образовании, создании спецэффектов и мультфильмов, в игровой индустрии и т.д.
К одному из этих новых решений относится технология захвата движения – motion capture. Она заключается в том, что к костюму человека-актёра или какого-либо объекта прикрепляются маркеры, а внешняя система определяет их местоположение. Отслеженные данные о нахождении маркеров при помощи известного пакета Autodesk MotionBuilder позволяют анимировать персонаж.
Данная технология позволяет одному и тому же человеку-актёру создавать мимику лиц и движения для многих персонажей, модели поведения которых можно перенести как в фильм, так и в мультфильм, или использовать в обучающих целях. Таким образом можно анимировать людей, животных и фантастических, придуманных персонажей. Системы отслеживания датчиков-маркеров, которые осуществляют захват движения множество: механические и гироскопические, магнитные, оптические активные и оптические пассивные. В зависимости от количества необходимых для отслеживания маркеров, сложности движений выбирается наиболее оптимальная система захвата движений. Учитывается и сложность, удобство применения её актёром, надёжность получения данных от маркеров, а также и их стоимость в зависимости от типа системы захвата.
Для "Аватар", Джоном Ландау была придумана концепция виртуальной камеры. Она представляет собой ЖК-экран, на котором можно отслеживать датчики движения. Благодаря этому можно “видеть” актеров в нужной виртуальной трёхмерной среде.
Таким образом, используя программное обеспечение Autodesk MotionBuilder и Autodesk Maya, создатели фильма могли захватывать и помещать их в среду, созданную средствами компьютерной графики, и просматривать результаты в режиме реального времени. Джеймс Кэмерон и его команда создали средствами компьютерной графики визуальные спецэффекты, трехмерный чужой другой мир и его обитателей с тем уровнем достоверности, чтобы зритель мог в это поверить. Это демонстрация возможностей технологий цифрового будущего кинематографа, или нового, другого, альтернативного его направления, которое набирает силу и получит широкое распространение в ближайшие годы. За этот фильм Джеймс Кэмерон получил «Золотой глобус», как лучший режиссёр, на 65-й торжественной церемонии вручения этой кинопремии, состоявшейся 18 января 2010 года. Общие сборы по фильму приближаются к $2 000 000 000 при бюджете $237 000 000.