Создание ландшафтной поверхности в Autodesk Inventor 2010

Загрузить файлы модели
к проекту

Автор: Владимир Касаткин,
Инженер технической поддержки
Машиностроительное направление

Недавно передо мной встала прикладная задача – по данным геодезических замеров сформировать поверхность ландшафта. Что ж, задача вполне посильная для Autodesk Inventor, так что поделюсь в этом уроке своим рецептом.

Отправной точкой является Excel-файл, содержащий три колонки координат точек – X, Y, Z, соответственно (Рис.1). Число строк в файле равно числу точек.

Координаты точек в Excel-файле
Рис.1 Координаты точек в Excel-файле

Создаем в Autodesk Inventor новую деталь и в ней 3D-эскиз. С помощью команды «Точки» (Рис.2) импортируем данные из Excel-файла. В результате получаем массив точек (Рис.3)

Импорт точек
Рис.2 Импорт точек

Массив импортированных точек
Рис.3 Массив импортированных точек

Примечание: мы создали 3D- эскиз не случайно, т.к. именно в его среде можно импортировать точки с третьей координатой по Z. Обычный двумерный эскиз такую возможность не поддерживает.

Создаем два самостоятельных 3D-эскиза для каждого набора сплайнов, проходящих через опорные точки вдоль и поперек. Получаем криволинейную сетку (Рис.4).

Криволинейная сетка из сплайнов
Рис.4 Криволинейная сетка из сплайнов

Примечание: мы специально отключили опцию «Создать сплайн» в параметрах импорта точек (Рис.5), т.к. в этом случае программа создает непрерывный сплайн, последовательно проходящий через все точки. В нашем же случае необходим именно набор самостоятельных сплайнов.

Параметры импорта файла
Рис.5 Параметры импорта файла

С помощью команды «По сечениям» создаем поверхность, последовательно выбирая поперечные сплайны в качестве опорных сечений, а продольные – в качестве направляющих (Рис.6). Кстати, теперь по правому щелчку из контекстного меню можно последовательно выбирать сечения и направляющие, что очень удобно. Это нововведение появилось в 2010 версии Autodesk Inventor. В итоге получаем искомую поверхность, которая описывает реальную геодезию (Рис.7).

Команда По сечениям для создания поверхности
Рис.6 Команда «По сечениям» для создания поверхности

Готовая поверхность
Рис.7 Готовая поверхность

Построив искомую поверхность, можно создать твердое тело, например, для имитации физических процессов, используя знакомую нам команду «Выдавливание» (Рис.8)

Твердотельная модель
Рис.8 Твердотельная модель

В данном уроке рассмотрен лишь общий подход к решению подобных задач. Число точек в данном примере – несколько десятков, в то время как в реальных геодезических замерах их сотни и даже тысячи. Инженерам приходится работать с огромными массивами данных. Конечно, проводить через них сплайны «врукопашную» – дело довольно утомительное. Логично встает идея автоматизации процесса. Используя прикладной интерфейс программирования API можно решить и эту задачу.


Все приемы работы
Обсудить на форуме


Ближайшие мероприятия

  • Портативный широкоформатный сканер Colortrac SmartLF Scan
  • Осенний ценопад в Академии САПР и ГИС
  • Заказать на сайте