Дефицит кадров и как с ним бороться
Проблема дефицита квалифицированных специалистов и способы решения данной проблемы
Лидия Васильева, директор Академии САПР и ГИС
Сегодня все говорят об остром дефиците квалифицированных специалистов. Причем, как широкого профиля, так и очень узкого. Многие компании-разработчики программного обеспечения уже тесно сотрудничают с российскими вузами, чтобы изменить ситуацию и подготовить совместными усилиями достойную молодую смену.
Благодаря активной деятельности крупных компаний-поставщиков и разработчиков программного обеспечения в последнее время, качество образования будущих выпускников постоянно повышается. Недавно стартовала программа компании Autodesk - «3D Образование», в рамках которой компания-разработчик передала в вузы страны 30000 рабочих мест (для учебных классов) программного обеспечения для различных областей машиностроения, промышленного и гражданского строительства, развития инфраструктуры, обучив по ней преподавателей учебных заведений. Естественно, в ближайшее время мы можем ожидать повышение качества образования выпускников. Но квалифицированные специалисты рынку нужны уже сегодня!
На этом фоне неуклонно растет количество специализированных кадровых агентств, стоимость услуг которых для многих компаний делает их предложения недоступными, да и постоянно идущая полемика о качестве таких услуг среди самих HR-специалистов вызывают некоторые опасения по выполнению требований, предъявляемых Заказчиком. При приеме на работу квалифицированных молодых специалистов, предприятия сталкиваются с проблемой удовлетворения их запросов к заработной плате. И здесь есть самое выгодное решение - повышения профессионализма собственных кадров. Возможны различные варианты.
Самое простое – это повышение квалификации сотрудников своими силами. Один из сотрудников проходит обучение в специализированном учебном центре, а после делится полученными знаниями с коллегами. На первый взгляд, данное решение позволяет сэкономить, но в действительности создает дополнительные трудности. Как правило, специалист, проводящий обучение для своей компании, попадает в неудобное положение. Для того чтобы обучаемые воспринимали его более адекватно, он должен находиться на ступеньку выше по иерархической лестнице. Если обучение проводит непосредственный начальник, весьма велика вероятность, что обучаемые тоже не будут раскрываться и задавать вопросы по непонятным для себя моментам, т.к. лишний раз проявить свое незнание в чем-либо, а тем более в работе, никому не хочется.
Еще один вариант - просто приобрести программное обеспечение и со временем изучить программу, путем освоения тех или иных кнопок. Можно воспользоваться учебником, если таковой имеется в продаже. Но вопрос в том, ответит ли учебник на возникшие вопросы, можно ли утверждать, что данное учебное пособие вообще сможет чему-то научить? Другими словами, спрогнозировать эффективность самообучения просто невозможно. Да и российские издательства тоже выбирают книги для выпуска, с учетом доли, которую занимает данное программное обеспечение на рынке. И даже достаточно широкое, по мнению пользователей и разработчиков, распространение той или иной программы, не означает, что книгоиздатели сочтут для себя необходимым выпуск книги с недостаточно выгодным тиражом.
Известно, что проекты, которые берут для выполнения проектные организации и бюро, часто выполняются в конкретно определенной программе и даже версии, которая требуется заказчику. Поэтому не всегда специалисты заказчика имеют время для самостоятельного освоения. Каждый заказчик сам выбирает для себя соотношение: цена-качество-время.
Указанные аспекты заставляют большинство компаний пользоваться услугами специальных учебных центров. Основные игроки этого рынка сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах России. Как правило, эти учебные центры имеют соответствующие государственные лицензии, аккредитации и соответствующие авторизации от одного или нескольких компаний-разработчиков. Достаточно высокая конкуренция в данном сегменте и постоянное внимание проверяющих органов заставляют их неустанно повышать уровень и качество обучения и максимально удовлетворять пожелания и потребности Заказчика.
Академия САПР и ГИС изначально создавалась как учебный центр дополнительного образования для проведения обучения и повышения квалификации специалистов компаний, применяющих в своей деятельности САПР и ГИС, а с 2000 года учебный центр стал предлагать и комплексные решения по обучению. Академия успешно сотрудничает с вузами России и стран СНГ, учебными, учебно-тренировочными центрами российских Министерств и Ведомств. На базе Академии САПР и ГИС проходят тренинг-семинары по заявкам различных холдингов, групп предприятий как для технических специалистов, так и для руководящего состава всех уровней. Успешно реализована программа выездных учебных циклов для некоторых крупнейших российских и иностранных компаний.
Постоянное участие преподавателей Академии в семинарах по новым продуктам позволяет выявить все пожелания и нужды Заказчика уже с первого обращения и откорректировать, в случае необходимости, процесс обучения таким образом, чтобы использовать время обучения наиболее эффективно.
Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда после обучения в одном из учебных центров, заказчик обращается в Академию САПР и ГИС, чтобы преподаватели дополнительно проработали с его специалистами некоторые, не усвоенные, темы программы. Как правило, это происходит после обучения в группах с достаточно большим количеством обучаемых. Дело в том, что обучиться работе в какой-либо программе – это не только прослушать курс лекций и выполнить задание на семинаре, а синтез теории и практики приобретения новых навыков в использовании ПК. Именно для того, чтобы создать наиболее комфортные условия обучения для каждого слушателя и для того, чтобы преподаватель смог передать все знания, предусмотренные данным курсом, в Академии проводится обучение для группы из 5-7 человек. Это наиболее удобное количество слушателей и для преподавателя, т.к. его цель не только сделать использование программы легким и понятным, но и - заразить слушателей энтузиазмом, который будет способствовать их дальнейшему развитию.
И это не так сложно сделать, потому что преподавательский состав Академии - это ведущие специалисты различных предприятий, занимающиеся по основному роду своей деятельности решением практических задач, имеющие за спиной опыт внедрения не одного десятка проектов. Именно наработанный практический опыт, коммуникативные навыки, отработанная методика проведения обучения, преподавательские навыки и природный энтузиазм позволяют проводить Академии обучение любого уровня сложности. Помимо этого, Академия предлагает редкие эксклюзивные курсы – специально для решения задач конкретных заказчиков может быть сформирован учебный курс.
Рынок программного обеспечения стремительно развивается. По самым современным программам еще изданы книги ни в России, ни за рубежом. Академия совместно с преподавателями выпустила ряд методических пособий, рассчитанных на максимально быстрое освоение ряда программ.
Академия САПР и ГИС разработала ряд мер по поддержке слушателей после обучения. В частности, преподаватели Академии осуществляют on-line поддержку своих слушателей в течение 30 дней по окончании обучения: каждый слушатель может напрямую обратиться к преподавателю с непонятным вопросом и своевременно получить на него квалифицированный ответ. Академия САПР и ГИС совместно с российским представительством Autodesk и крупнейшем на российском рынке партнером Autodesk - Русской Промышленной Компанией - активнейшим образом участвовала в проведении программы Autodesk «3D Образование». Богатый опыт преподавания курсов в области САПР и ГИС позволил разработать специальные программы и условия для обучения преподавателей вузов.
По окончании обучения слушатели получают сертификаты Академии САПР и ГИС и компании-разработчика.
Обучение дает возможность не только приобрести новые навыки, но одновременно дает новый стимул к самореализации в профессии, поощрение самостоятельности решения рабочих вопросов. А, как известно, ставка на самореализующегося человека на рабочем месте означает реализацию идеи: «Главное богатство компании - ее люди». И инвестиции в профессиональный рост своих сотрудников делают компанию неуязвимой со стороны конкурентов, дает толчок к новому росту всей компании. Во всяком случае, по результатам зарубежных исследований, на каждый вложенный в обучение сотрудников доллар компания имеет 40 долларов прибыли. Хочется надеяться, что скоро результаты подобных исследований проявятся и на примере российских компаний.
По материалам «САПР и ГРАФИКА» № 6, июнь 2007
- Комментарии