Внедрение современной САПР на предприятии
"Как я вижу весь процесс внедрения какого-либо современного программного продукта на реальном производстве с ударением на решение кадрового вопроса".
От редакции: мы не подтверждаем и не опровергаем предложенных идей. Это лишь одно из мнений.
Калинин В.С.
Ведущий конструктор
ЗАО «Морские Навигационные Системы»
Санкт-Петербург
Вместо введения.
Хочу вкратце изложить, как я вижу весь процесс внедрения какого-либо современного программного продукта на реальном производстве с ударением на решение кадрового вопроса.
Почему я начинаю так издалека – потому что в этом процессе все взаимосвязано от момента предложения программного продукта (ПП) до полнофункциональной работы модернизированного (на базе этого ПП) производства.
Конечно, мне проще давать советы, так как я не озадачен проблемами дистрибьютора (представителя разработчика). Я имею в виду проблемы финансирования, изменения структуры, введение новых отделений, способность к быстрой адаптации в меняющихся условиях рынка и т.д.
Рассматриваю данный вопрос глазами пользователя – как я это вижу.
Этапы внедрения новых ПП.
Анализ состояния отрасли (ведущих предприятий по профилю).
Выбор потенциальных объектов для проведения презентаций ПП, необходимых для повышения эффективности всего цикла ПКР и производства.
Анализ деятельности, вида и состава продукции (в т.ч. уровня ее конкурентоспособности), кадрового потенциала, используемых ПП – на основе имеющейся и доступной информации. Идеальный вариант – когда такая работа проводиться по соглашению с руководителем выбранного производства.
По окончании предварительного анализа (исследования), ответственному руководителю предприятия (при презентации) должны быть представлены:
- Список приложений CAD, САПР и т.п. наиболее подходящих для данного предприятия по его профилю, характеру продукции и объему проводимых работ.
- Полная информация (изложенная в краткой, исключительно конкретной форме – по пунктам) об основных возможностях ПП.
- Типовой вариант технико-экономического обоснования, на примере близкого аналога продукции.
- Предложения по предполагаемой численности состава подразделения, занятого проведением ОКР и поддержкой производства – при условии применения новых, прогрессивных ПП.
- Полные сведения об обеспечении мероприятий по тех. поддержке со стороны разработчика (компании дистрибьютора).
- Информация об условиях обучения персонала и (или) предложения о привлечении квалифицированных кадров, как говориться, «взращенных» при посредничестве разработчика ПП (дистрибьютора).
В конечном итоге, результат переговоров зачастую будет зависеть от квалификации и таланта менеджера представителя разработчика.
Казалось бы, я привел логичную типовую схему продвижения ПП, и на практике так и есть. А вот и нет.
В вышесказанном я делаю ударение на следующем: менеджер продает не «гербалайф» и не должен приходить на производство только с демо-диском и рекламной брошюрой о ПП, который порой и не соответствует специфике предприятия. Он должен приходить подготовленным, с пакетом необходимой и конкретной информации, полученной на основании проведенного тщательного анализа.
Почему я связываю успешную продажу ПП с решением кадрового вопроса? А ответ очевиден – новым САПР нужны новые кадры.
У продающей ПП компании должны быть «заготовки» для решения кадрового вопроса на каждом конкретном предприятии и с учетом региональных особенностей (курсы, семинары, заочное обучение, обеспечение методическим материалом, привлечение специалистов со стороны и т.д.).
Т.е. на вопрос, например, директора завода о том, кто у него будет работать с новой САПР, сколько времени потребуется на обучение персонала и не вызовет ли этот «переходный период» сбои в цикле разработок – должен быть четки ответ с вариантами на выбор.
Теперь один из вариантов. Я бы назвал его так «Кураторство».
Рассмотрим на примере.
Крупное предприятие машиностроительного профиля приобретает САПР, приличное количество рабочих мест, систему электронного хранения информации и т.д.
До этого основным ПП был Автокад 2000. Вся КД в формате Автокад, все конструкторы могут работать только в Автокаде.
Рабочие места переоборудуются под установленные на них новые комплекты ПО. Результат – кто-то имеет поверхностное представление о новой САПР, а кто вообще не имеет никакого представления.
Вывод:
- До переоборудования рабочих мест персонал должен быть обучен основам работы (интерфейс ПО, основные приемы) с новой САПР.
- На срок 1 месяц (к примеру) предприятию выделяется квалифицированный специалист (куратор), в обязанности которого входит обучение персонала «в реальном времени» и в реальных условиях производства.
Оплачивает услуги куратора либо предприятие, либо представитель разработчика ПП, либо оба вышеназванных субъекта.
А где взять таких кураторов?
Их надо подготавливать. Предлагаю компании-разработчику создать в крупных российских регионах (может быть под крылышком дистрибьюторских компаний) отделения по подготовке и сопровождению таких специалистов.
Оплата труда куратора должна быть высока, а квалификация только на высшем уровне. Уровень оплаты и престиж такой профессии должны стать реальным стимулом получения такой работы для талантливых, деятельных и способных специалистов (например, из среды опытных пользователей практиков, преподавателей, и т.д.).
Куратор в моем представлении:
- Опытный пользователь практик.
- Преданный интересам своей компании, ответственный.
- Технически оснащен. Ноутбук, средства мобильной оперативной связи и интернет.
- Полная информационная и тех. поддержка со стороны материнской компании.
- Заработная плата 2000…3000 у.е. + командировочные.
Итак, подведу итог.
Мой алгоритм:
- Предварительные краткосрочные курсы, практические семинары, презентации на предприятии, заключившем договор на внедрение новой САПР. Результат – приобретение персоналом основных навыков работы.
- Модернизация рабочих мест. Настройка сети и т.д. – т.е. решение всех необходимых тех. вопросов. Этот этап должен занять минимально возможный интервал времени.
- Сопровождение (тех. поддержка) пользователей куратором в условиях реального производственного процесса.
- Техническое и консультационное сопровождение программного продукта. Проведение периодических семинаров для персонала предприятия по применяемой САПР.
От редакции: мы не подтверждаем и не опровергаем предложенных идей. Это лишь одно из мнений.
- Комментарии